Синтез искусств в эпоху готики

Интерьер готического собора
Павел Вредеман де Врис. Интерьер готического собора, 1612. Wikimedia.org (CC-PD-Mark)

Синтез искусств — что это и с чем его едят? Что может рассказать о нем готика и так ли он нужен в наши дни? Да и возможен ли синтез искусств в наше время?


 

Синтез искусств: что это такое?

На последний вопрос ответим сразу — синтез искусств нужен, хоть сегодня об этом задумываются и немногие. А всё потому, что

синтез искусств — это соединение различных искусств в одно целое — самодостаточное, завершенное, гармоничное.

Поскольку он не является точным отражением ни одной из своих составляющих, в процессе синтеза всегда создается что-то принципиально новое. А новизна и цельность художественного образа востребованы во все времена. Цельность образа отвечает за эстетическое воздействие и за наш восторг от приобщения к прекрасному, а новизна… Ну, не будь в искусстве новизны, оно бы не развивалось, не правда ли?

Синтез искусств и его виды

Синтез искусств бывает разных видов — он объединяет как пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись, декоративно-прикладное искусство (и называется в таком случае архитектурно-художественным синтезом), так и садово-парковое, пространственные и временные искусства (музыку, театр, танец, литературу). Архитектурно-художественный синтез, как правило, считают основным видом синтеза. Он замечательным образом отражает жизнь общества, верования людей и дух эпохи, а также ее представления об эстетике и гармонии.

Готический собор как храм искусства

Сент-Этьен-де-Мец
Сент-Этьен-де-Мец N i c o l a / flickr.com (CC BY 2.0)

Чем знаменательна для синтеза искусств эпоха готики? В данный период он получил особенное развитие, и не стоит этому удивляться — приоритет духовной составляющей готического искусства и его устремленность в иные сферы придали ему невиданную силу и выразительность, а объединение искусств многократно усиливало эффект, оказываемый на зрителя. Основу синтеза составляла архитектура, унаследовавшая главенство еще со времен романского стиля. Остальные искусства подчинялись ей, стремились подражать, создавая между собой разнообразные связи. При этом стоит помнить о том, что они не просто копировали архитектуру, а дополняли её, обогащали новыми деталями, без которых не получилось бы столь впечатляющего результата.

Так, лучшим образцом синтеза искусств времен готики стал собор, сочетавший в своем пространстве архитектуру, скульптуру и живопись, представленную преимущественно витражами.
Какого рода было это единство? В первую очередь, конечно, идейное, затем образное, композиционное, стилевое. Единым был масштаб, соотношение пропорций, ритм (ведь ритм есть не только в музыке). Скульптура, застывшая на порталах храмов, как будто является продолжением взмывающих вверх башен, а сияющие многоцветьем витражи кажутся окнами в иной мир. Впечатление дополняет торжественная органная музыка и хор чудных голосов. Что уж и говорить об иконах в нарядных готических окладах, богатых тканях, других предметах церковной утвари. Всё сливается в одно, чтобы стать символом – емким и многогранным. Кажется, что ты попал на небеса, что вокруг тебя ослепительный свет райских садов, и рядом поют ангелы. А как же иначе? Ведь собор в представлении верующих — это обитель Господа на земле.

Переплетение искусств на страницах книг

Часослов Жанны д'Эвре.
Часослов Жанны д’Эвре. 1325-1328гг. Wikimedia.org (CC-PD-Mark)

Заметим, что истории искусства готического периода известны разнообразные формы синтеза. Декоративно-прикладное искусство также связано с пространственными искусствами: к примеру, манускрипт – это синтез искусств в миниатюре. Известный российский искусствовед В.А. Фаворский говорит об этом так:

Искусство оформления книги — это высокое искусство. Прежде всего, это синтез искусств, объединяющий объемные моменты, почти скульптуру, с изобразительными: шрифтом и иллюстрацией
Вы видели переплеты средневековых манускриптов, напоминающие нарядные оклады икон? Россыпи крупных драгоценных камней, тисненая кожа, золотые и серебряные накладки, эмали, резная кость – всё это объемно, рельефно, и действительно напоминает скульптуру в малом масштабе. Разноцветные чернила, богато украшенные заглавные буквы напоминают живопись, а уж книжная миниатюра является живописью в чистом виде.

Сравнивая книжный микроансамбль с готической архитектурой, Фаворский идет еще дальше и пишет о понятии книжной архитектуры

В книге мы встречаем отдельное изображение на странице, подобное станковой картине, и, с другой стороны, организацию страниц, их последовательность, весь характер фальцовки, которую мы можем в какой-то мере назвать книжной архитектурой.
  Кроме того, если мы посмотрим на готический шрифт, то увидим насколько излом вытянутых букв и рисунок письма в целом напоминает возносящиеся к небесам готические шпили, башенки, стрельчатые арки.

Это не случайность, а закономерность – в искусствах, образующих синтез, вновь и вновь повторяется некий модуль, лежащий в основе стиля, характерного для той или иной эпохи. И важность даже не в том, что архитектура зачастую занимает в нем главенствующую роль, а в том, что все искусства объединяются, чтобы с помощью пластики, ритма, выверенных пропорций стать значимее, чем они были бы поодиночке, и в полной мере отразить глобальные трансформации мировой культуры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью