Одна «Федерация» хорошо, две – более практично

Макеты «Федерации» МАКС 2013.
Макеты «Федерации» МАКС 2013. Федеральное космическое агентство / wikimedia.org (CC BY 4.0)

Космические путешествия весьма трудоёмки по технологическим и логистическим задачам. Космонавтов и грузы не просто нужно содержать на орбите, их нужно туда ещё и доставлять. Причём космонавты нуждаются ещё и в обратном билете.

С тех пор как в 2011 году свои последние полёты к МКС совершили американские шаттлы «Индевор» и «Атлантис», единственный действующий многоразовый корабль, доставляющий грузы на МКС, – американский «Dragon», спроектированный SpaceX Илона Маска.

Многоразовые полёты, в том числе и пилотируемые, во много раз удешевляют и упрощают полёты на орбиту, а следовательно, позволяют отправлять грузы и людей в разы чаще.

У Роскосмоса с многоразовыми полетами все пока плохо и никак: проект советского «Бурана» свернули еще на закате СССР в связи с высокой стоимостью. И с тех пор мы летаем к МКС на «Союзе» и «Прогрессе», которые и доставляют экипажи и грузы. К слову, «Союз» сейчас – это единственный в мире корабль, доставляющий космонавтов на орбиту. Но уже упомянутый нами Илон Маск ведёт разработки своего Dragon V2 – пилотируемого и многоразового.

Главный тренд отечественного космического кораблестроения – проект «Федерация», который разрабатывается РКК «Энергия» с 2009 года. По примерной оценке, «Федерация» будет стоить 57 миллиардов рублей и будет введена в эксплуатацию в 2021 году. Стоит заметить, что аналогичный проект Маска планируют запустить в 2019, а первоначальные сроки сдачи в эксплуатацию российского корабля определялись 2018 годом.

В эту среду генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев представил новый проект, который предполагает постройку двух кораблей типа «Федерация».

На международном авиасалоне во французском Ле-Бурже, Солнцев сделал заявление о том, что космических кораблей будет два – для низкоорбитальных полётов и для дальнего космоса. Сначала планируется построить «Федерацию» для орбиты, затем проверить ее на все рискованные и проблемные ситуации, а затем уже приступить к созданию корабля для внеорбитальных полётов.

Российский космический проект планируется использовать для доставок грузов и экипажей на МКС, а также для полётов к Луне. Вместимость «Федерации» — 4 человека, а планируемая длительность автономного полёта – 30 дней.

Стоит отметить, что вокруг российского проекта в последнее время ходят нехорошие толки: постоянно откладываемые сроки введения в эксплуатацию вырисовывают неприятную перспективу. Герой Советского Союза и Российской Федерации, живая легенда отечественной космонавтики Сергей Крикалев скептически относится к проекту «Федерации». В частности, он считает, что при нынешних тенденциях есть риск никогда не достроить новый космический корабль.

Действительно, вокруг отечественной космонавтики складывается весьма печальная ситуация. Мы не можем конкурировать даже с частной компанией SpaceX Илона Маска, не говоря уже о крупных правительственных проектах США. Начав космическую гонку с колоссальных рывков: первого спутника, первого человека в космосе, первого выхода в открытый космос, — к нынешнему времени мы плетемся в хвосте. Космическая гонка носит комплексный характер – здесь важна и экономика, и образовательная система, и, в некотором роде, интерес населения к космосу. Таким образом, ситуация требует исправления на глобальном уровне.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью