Мода на века и тысячелетия. Костюм Древнего Египта

Музыкантши. Фрагмент росписи гробницы Нахт
Музыкантши. Фрагмент росписи гробницы Нахта в Фивах. XVIII династия. 15 в. до н. э. Wikimedia.org>/a>

Яркие украшения и изящные платья древнеегипетских красавиц, а также богатые наряды древнеегипетских фараонов и их вельмож до сих пор пленяют умы модельеров. Дизайнеры продолжают включать египетские мотивы в новые и новые коллекции, да это и неудивительно — ведь плиссированные ткани, геометрические узоры и четкие строгие линии всегда будут смотреться современно.


 

Костюм жителя Древнего Египта воистину удивителен — он неизменно остается в моде, и в то же время он никогда не был ей подвержен. Как такое может быть, спросите вы? Ответим: в Древнем Египте моды как таковой не существовало, и костюм не менялся в течение нескольких тысячелетий. Разумеется, некоторые видоизменения были — костюм эволюционировал, развивался, да и ко времени завоевания Египта захватчиками появились новые веяния, но, повторим, в основном он все же не менялся с Древнего царства (ок. 2700–2160 гг. до н.э.) до Нового царства (1570–950 гг. до н.э.). Однако обо всем по порядку.

короткое схенти из ткани
Погребальная статуя мужчины, Дейр-Эль-Бахри, восходит к 11-й династии Египта Среднего царства. Он одет в короткое схенти из ткани.
Shadowgate / flickr.com (CC BY 2.0)

Главной деталью мужского костюма, начиная с периода Древнего царства, был передник схенти, сделанный из ткани, которую оборачивали вокруг бедер и укрепляли на поясе. Длина этой полоски ткани могла быть разной, тип складок тоже отличался, что породило огромное число вариантов ее повязывания. Схенти носили все мужчины Египта: и фараоны, и вельможи, и ремесленники, и рабы — для последних это вообще была единственная деталь одежды. Если все носили одно и то же, наверняка удивитесь вы, как тогда можно было отличить бедного от богатого? А вот как: по качеству ткани. Чем более состоятельным был мужчина, тем ткань его схенти была тоньше и белее.

Статуэтки носителей даров, расписанное дерево, кладбище Асьюте
Статуэтки носителей даров, расписанное дерево, кладбище Асьюте, около 1950 г. до н. э., 12-ая династия Египта, Среднее Царство. Janmad / Wikimedia.org (CC BY 3.0)

Это правило действовало и в отношении женского костюма. Кроме того, он включал незаменимый предмет, который носили представительницы всех сословий, начиная от жены фараона и заканчивая простолюдинками. Речь идет о калазирисе, длинном сарафане с одной или двумя бретелями.

В конце Древнего царства появились желтые, голубые и коричневые красители, и одежда привилегированных сословий стала изготавливаться не только из белых, но и из цветных тканей. Их могли украсить вышивками и орнаментами, например в виде перьев (символ Изиды) и цветков священного лотоса.

Калазирис. Эхнатона и Нефертити.
Калазирис. Эхнатона и Нефертити. Окрашенный известняк. 1345 г. до н.э. (9-й год правления) Rama / wikimedia.org (CC BY-SA 2.0 FR)

В эпоху Среднего царства костюм начал удлиняться — длина одежды отныне указывала на высокий статус и состоятельность ее владельца. Также появился интерес к фактуре ткани: египтяне стали играть с гладкой поверхностью и плиссировками, изменять направление складок.

Эти же тенденции продолжились и получили развитие в период Нового царства. В это время мужчины привилегированных сословий стали носить по нескольку схенти: нижний — традиционный, верхний — прозрачный. На нижний схенти они также могли надеть синдон широкую и длинную полосу плиссированной ткани, которую спереди завязывали узлом.

С течением времени мужской и женский костюм стали походить друг на друга. Женщины также начали носить несколько одежд: снизу — калазирис, а сверху — легкие прозрачные покрывала или плащи, завязывающиеся под грудью и оставляющие открытым одно плечо. А в мужском костюме появился сускх — рубашка, напоминающая калазирис, объединенная с плиссированной тканью, завязывающейся спереди на манер синдона.

Cаркофаг Тутанхамона,

Cаркофаг Тутанхамона, 18 династии Египта, 14 век до н.э.
Dmitry Denisenkov / Flickr.com (CC BY-SA 2.0)

Конечно, нельзя не упомянуть атрибуты фараона, к которым относятся золотая подвязанная борода (ненастоящая, конечно, ведь все мужчины Египта обязаны были бриться), посох и корона (их существовало до двадцати разновидностей!), а также платок-клафт в синюю продольную полоску, закрепленный на голове с помощью обруча с фигуркой золотой змеи — уреем. К слову, клафт носил не только фараон, но цвет полос платка у всех был разный: у воинов красный, у жрецов желтый и т.д. Очень важно было уметь правильно завязывать клафт, а именно так, чтобы концы платка с двух сторон от ушей аккуратно свисали на грудь.

Обувь египтяне не носили, зато носили парики из растительных волокон.

Но особого искусства египтяне достигли в изготовлении ювелирных украшений. Чего только стоят головные уборы из чеканных золотых пластинок или символ солнца ускх — широкое женское ожерелье из золотых дисков. Оно закрывало не только шею, но и верхнюю часть груди и могло весить до нескольких килограммов! Также египтяне любили массивные серьги, широкие браслеты, большие кольца, выполненные из золота и поделочных камней, украшенные фаянсовым или стеклянным бисером и эмалями.

Часть Книги Мертвых книжника Небкэда
Часть Книги Мертвых книжника Небкэда, правление Аменофиса III (1391-1353 до н.э.), 18-й династии. Вслед за его матерью Аменемхеб и женой Мэрит Небкэд встречает египетского бога мертвых Осириса
Fredduf / Wikimedia.org

Что интересно, обувь египтяне не носили (только фараонам дозволялось иметь сандалии), зато носили парики из растительных волокон, а волосы под ними зачастую выбривали как мужчины, так и женщины. Знать любила парики подлиннее и локоны попышнее, однако к началу Нового царства популярность обрели и короткие парики. На них водружали конусообразные сосудики с благовонным маслом, которое по капелькам вытекало из них через специальные отверстия и окутывало парики ароматным облаком.

Стоит напоследок отметить, что в конце эпохи Нового царства Египет подвергся завоеваниям и это отразилось в т.ч. и на костюме. Строгие линии и плиссировки уступили место свободно драпированным мягким линиям одежд, и впервые за всю историю этой страны стал популярен греческий костюм. Однако этот период был недолог, и мы помним древнеегипетский костюм по его классическому варианту с прямыми линиями, высокой тонкой талией, прозрачными тканями, плиссировками, а также любовью ко всевозможным аксессуарам и украшениям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью