Кино по науке: возможна ли модель кассового блокбастера?

Блокбастер по-научному
Stock-Asso / shutterstock.com

Российский кинематограф продолжает искать новые способы борьбы за зрительскую любовь. На этот раз киноиндустрии на помощь придут нейрофизиологи и математики. В результате их работы должна появиться уникальная модель идеального фильма. Потеснить Голливуд авторы этой идеи не обещают, но привлечь большую аудиторию в кинотеатры попробуют.

Для этого уже начались лабораторные тестирования с участием добровольцев, чью мозговую активность во время просмотра кино фиксируют энцефалографы. Кроме того, специалисты московской исследовательской компании NeuroTrend при помощи полиграфа и сверхчувствительных камер отслеживают смену эмоций, изменения сердечного ритма, визуальную концентрацию и т.д. Результаты наблюдений за фокус-группами используются как в ходе монтажа уже отснятого материала, так и в период непосредственного производства кинолент.

На данный момент эта технология из области нейромаркетинга уже применялась во время создания таких российских фильмов, как «Викинг», «Время первых», «Легенда №17». Сейчас же отечественные киноделы планируют пойти дальше и на основе нейрофизиологической информации о зрителях вывести универсальную формулу для успешного кассового фильма при помощи методов математического анализа. Нейрофизиологи к этой затее относятся скептически, поскольку технологии искусственного интеллекта пока еще не развились до той степени, чтобы превзойти творческий потенциал человека. В свою очередь, математики, наоборот, находят перспективной идею моделирования и точного прогнозирования социальных явлений.

Экспертное мнение

Наталья Михайловна Боголюбова, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных гуманитарных связей СПбГУ

«В практике культурного менеджмента фактор изучения адресной аудитории очень важен. Как неоднократно отмечал бывший глава российского Минкульта Михаил Швыдкой, многие интересные предложения остаются не востребованы в связи со «спецификой» зрителя. В частности, наши опера и балет, которые вызывают интерес у западной аудитории, в разы менее предпочтительны жителями Востока и Азии. Можно вспомнить, что и в практике советской культурной политики опыт немцев Поволжья использовался для налаживания культурных связей с Германией. Поэтому любые акценты на детальном изучении целевой аудитории нужны. Другой вопрос, насколько эффективно будет привлечение методов точной науки к сфере искусства и творчества. Думаю, здесь можно будет делать какие-то выводы только спустя время».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 КОММЕНТАРИИ

    • Здравствуйте, они имеют прямое отношение к нейромаркетингу. Вы можете почитать о так называемом “квазибиологическом” подходе к искусственному интеллекту (В. Г. Яхно, Модели нейроподобных систем). Как пример, технология отслеживания движений глаз (трекинг) основана на использовании искусственной нейронной сети (статья Eye Tracking Using Artificial Neural Networks for Human Computer Interaction), являющейся лишь малой частичкой исследования ИИ. Вы можете заметить тенденцию, что основные зарубежные исследования нейромаркетинга происходят в научных кластерах напрямую связанных с ИИ: MIT Artificial Intelligence Laboratory, Department of Cybernetics and Artificial Intelligence, Technical University of Košice, Košice, Slovakia.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью