Как научное мышление помогало знаменитым учёным?

научное мышление
John Hain / pixabay.com (CC0 1.0)

Научное мышление помогает познать и изучить мир во всем его многообразии и проявлениях. Такой образ мысли формируется у ученых, изобретающих новое, совершающих открытия. Но правда ли, что научным мышлением и возможностями его применения в повседневной жизни обладают лишь те, кто в совершенстве им овладел и кому доступны все тайны мироздания?


 

Говоря об особенностях научного мышления, необходимо понимать, что науки бывают самыми разными. Их можно делить на фундаментальные и прикладные, гуманитарные и естественные, выделять различные этапы в их развитии. С течением времени менялись подходы и системы, но научное мышление неизменно обладало особым авторитетом. История науки знает немало примеров успешных ученых. Хотя большинство людей полагает, что научный образ мыслей — удел гениев, это не всегда верно. Такое мышление скрывает за собой постоянную, непрекращающуюся работу, способности мыслить критически и задавать вопросы.

Исаак Ньютон.
Исаак Ньютон. Источник: wikimedia.org

В свое время И. Ньютона мало радовало его пребывание в Кембридже, но интересовал окружающий мир, по отношению к которому у него было много вопросов. Известен случай, когда И. Ньютон купил «Геометрию» Р. Декарта, но, начав ее читать, после второй-третьей страницы осознал, что текст становится непонятным. Тогда он начал сначала. Каждый раз ему удавалось продвинуться все дальше и дальше, пока его знания не достигли более совершенного уровня. Открытие закона всемирного тяготения также происходило через постоянную работу и размышления. Этот вопрос не выходил из головы и постоянно, шаг за шагом подвергался переосмыслению.

Похожий опыт был и у Дарвина. Лекции по биологии и зоологии в Эдинбурге представлялись ему чрезвычайно скучными. Дарвину крайне тяжело давалось изложение собственных мыслей, которые ему не удавалось точно и четко сформулировать. Из-за этого, как он сам считал, приходилось тратить много времени на работу. Однако компенсировать такой недостаток удавалось тем, что при долгом обдумывании каждого предложения у него получалось избежать многих ошибок, которые допускали другие. Дарвин уже через несколько дней забывал даты, не мог вспомнить даже строчку стихотворения, но имел достаточно терпения, чтобы посвятить годы скрупулезному исследованию никем не изученной ранее проблемы.

Thomas Alva Edison
Thomas Alva Edison. United States Library of Congress / wikimedia.org

Ярким примером представляется личность Томаса Эдисона, который сочетал в себе лучшие качества ученого и изобретателя. В общей сложности за всю свою жизнь он запатентовал 1093 изобретения. Большая часть привычных для нашего обихода вещей: батареи, телеграф, фонограф, освещение — были созданы благодаря научным разработкам Эдисона. Часто его видели работающим более 20 часов в день. Одна из знаменитых цитат, принадлежащих изобретателю: «Гений — это 1 процент вдохновения и 99 процентов труда».

Особого внимания достойна Мария Склодовская-Кюри, которая стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию, что до сих пор вдохновляет многих женщин. Она изобрела первый мобильный рентген-аппарат, который помог улучшить диагностику раненых солдат прямо на полях сражений. Вторым ее величайшим достижением стало открытие радия и тория. Кюри проводила эксперименты с различными элементами, измеряя их радиоактивные свойства.

Примеры не менее выдающихся ученых есть и среди наших современников. Достаточно вспомнить астрофизика Маргарет Геллер, внесшую вклад в изучение строения вселенной. Сейчас она работает в Кембридже, в Гарвард-Смитсоновском центре астрофизики (Массачусетс). М. Геллер впервые создала наиболее полную карту Вселенной. В свою очередь эта работа привела ее к открытию нитевидной структуры галактики, известной как «Великая стена». Авторству М. Геллер принадлежит разработка инновационной техники по определению структуры и массы галактик, а также класса «гиперскоростных звезд», существующих в Млечном Пути. Кроме того, М. Геллер создает научные фильмы, посвященные изучению Вселенной.

Дэвид Балтимор.
Дэвид Балтимор. Bob Paz / wikimedia.org (CC BY-SA 3.0)

Дэвид Балтимор в настоящее время является профессором биологии в Калифорнийском технологическом институте, а также руководителем Центра трансляционной медицины, который участвует в проведении клинических испытаний по совершённым научным открытиям. В 1975 г. Д. Балтимор получил Нобелевскую премию за открытие взаимосвязи между онкогенными вирусами и генетическим материалом клетки.

Гарольд Вармус — биолог и действующий директор Национального института онкологии (National Cancer Institute) в США, получивший в 1989 г. Нобелевскую премию в области психологии и медицины совместно с Майклом Бишопом за открытие клеточной природы ретровирусных онкогенов.

Ученые, безусловно, обладают собственным стилем рассуждений. Однако подобный тип мышления является общедоступным и отнюдь не свойственным узкой группе профессионалов. Он может использоваться обычными людьми для разрешения повседневных и рабочих задач. Научное мышление исходит из того, что не существует успешных или провальных экспериментов, они лишь подтверждают либо опровергают гипотезу. В ходе научных изысканий ученые занимаются тем, что проводят эксперименты и собирают данные, необходимые для выдвижения гипотезы и проведения новых экспериментов.

И, когда кажется, что научное мышление мало поможет человеку справиться с рутинными задачами и завершить проект в срок, его применение в рабочем процессе также помогает добиться положительного результата.

Дизайнер и писатель Пол Джарвис (Paul Jarvis) рассказывал, как в течение длительного времени он не брался за новые проекты, выходящие за рамки его привычных обязанностей, из-за страха потерпеть неудачу. Рабочий день был абсолютно комфортным. Желания провалиться в каком-то новом деле не возникало. Осознав, что ему явно начинает недоставать креативности, П. Джарвис увидел в таких проектах возможности для ее развития. И он нашел способ справиться со своим страхом перед новыми проектами при помощи научного подхода, начав рассуждать о нем как о некоем научном эксперименте и выйдя за рамки таких оценок, как «успех» или «провал». В его основу он заложил следующий принцип: эксперименты провальными не бывают, они лишь доказывают или опровергают гипотезу.

Хотя по своим должностным обязанностям П. Джарвис дизайнер, он предположил, что также мог бы писать книгу. «Я не стал акцентировать внимание на результате, как книга будет принята публикой или что о ней скажут. Я просто определил для себя: “Нужно попытаться!”» П. Джарвис расширил диапазон своего участия в проектах, в настоящее время у него два подкаста, готовятся к публикации четыре книги, а в виртуальном пространстве популярностью пользуются его онлайн-курсы.

Полученный опыт научил его более решительно браться за новые проекты и менее строго судить их в случае неудачи. При этом он рекомендует следовать двум простым правилам. Во-первых, не проводить эксперимент и его оценку одновременно. Это два отдельных процесса, которые могут вступить друг с другом в противоречие, потому их необходимо разделять. Во-вторых, внимание должно быть сконцентрировано на ходе эксперимента, а не на его результате. Процесс не должен нарушаться лишними мыслями о возможностях его успеха или провала. Также важно помнить, что, когда эксперимент завершен, нужно либо изменить его параметры и ракурс, либо переключиться на что-то новое. Бесполезно проводить один и тот же эксперимент в надежде каждый раз получать разные результаты.

Описывая научное мышление и размышляя о том, какие его особенности могут помочь каждому человеку, как это случилось с П. Джарвисом, можно выделить несколько основных принципов. Нужно задавать вопросы даже по поводу каких-либо простых, повседневных вещей. Копать глубже, чтобы отделить уже известное от еще не изученного. Быть скептиком. Пытаться опровергнуть собственные идеи, рассмотрев проблему с иного ракурса. Искать больше доказательств. Быть открытым к новому и готовым изменить свою позицию, если факты того требуют. Мыслить творчески, пытаясь иначе объяснить достигнутый результат. Используя самые простые правила, можно неплохо преуспеть в развитии научного мышления, поскольку это упрощает жизнь, делая ее более разнообразной и более эффективной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью