Как была создана Вселенная. Часть 1: от древнего мира до XX века.

Сотворение жизни

Человеческая мысль проделала немалый путь сквозь дебри истории, но до сих пор не дала окончательный ответ на вопрос: как появилась наша Вселенная?


Практически 3 млн лет истории человечества оставили после себя бесчисленное множество философских концепций, теорий, взглядов и мнений — невероятный труд человеческого разума. Такое многообразие объясняется тем, что абсолютной истины не существует и каждое племя, этнос, нация может обладать индивидуальным, неповторимым взглядом на себя и окружающий мир. Крупнейшие вопросы — что меня окружает, и как это появилось — до сих пор не нашли приемлемого исчерпывающего ответа, но каждый этап развития человеческой мысли представляет собой важную составляющую современного мироощущения.

В основе всего лежит вселенная, которая не имеет ни четких границ определения, ни единого подхода к ее изучению. Представления о формировании «основы всего сущего» эволюционировали со времен зарождения первых цивилизаций, однако они во многом были схожи.

 

Сотворение мира по-египетски.
Бог Себ поддерживает богиню Нут на небесах. В египетской мифологии богиня Нут персонифицируется как мать неба и всех небесных тел. Под ней лежит ее муж Себа – Бог земли, который поддерживает ее на небеса. Шу, Бог ветра и воздуха отделяет землю от неба, небо от земли. Источник: Wikipedia

 

Древнейшие космогонические мифы, или Хаос наше всё

Космогонические мифы, которые являются основой мифологии того или иного народа, строятся по простой схеме: изначально существовал Хаос, из него создается структура мира (земля, небо), затем флора и фауна и, наконец, человек.

Шумерская натурфилософия как попытка найти истоки окружающего мира представляла собой ряд метафизических и теологических понятий, однако не предполагающих никакой доказательственной базы. Представления о необходимости ее существования 3 тыс. лет назад попросту не было. По их представлениям, в основе всего сущего лежал первозданный океан, из которого зародилось три пласта мира шумеров: небесный свод, земля и подземное царство. Небесные объекты, такие как звезды, луна и солнце, были созданы из «атмосферы», которая разделяла небо и землю. Управляли же всем мирозданием светоносные астральные божества, которые имели четкий, но недоступный для смертных план. Для шумеров этого знания было достаточно.

Египетская цивилизация, как и месопотамская, нуждалась в разветвленной сети ирригационных сооружений, в связи с чем оба народа представляли Хаос как океан или водное пространство. У египтян он, однако, имел антропоморфную форму и звался Нун. Хаос сотворил сам себя, а затем его дети закончили работу и создали всё остальное.

Пань-гу создает мир.
Изначально был бесформенный хаос. Потом возникло вселенское яйцо, из которого появился Пань-гу и вмахом огромного топора отделил Инь от Ян, землю от неба. Источник: Internet Archive Book Images / Flickr

Традиционная древнегреческая Вселенная также брала свое начало из антропоморфного Хаоса, но связь с водой прослеживается куда слабее — как правило, он описывается как «безграничный». В дальнейшем представление о возникновении мироздания и его функционировании обросло таким количеством теорий, на которое были способны только гениальные умы основателей философского знания. Например, философ Демокрит был уверен, что никаких богов нет и Вселенная возникла естественным путем. К сожалению, на тот момент грекам были недоступны технологические возможности современности, что лишило философа шанса подтвердить свои слова.

В индийских представлениях, мир был создан Брахмой, который находился в яйце, плывшем в первозданном океане. Затем творец мира в одиночку справился с работой целого сонма египетских богов.

Китайская мифология основана на легенде об огромном и искусном мужике Пань-гу, который также родился в находящемся посреди бесформенного Хаоса яйце. Затем он, хорошенько поработав топором, создал землю и небо, убедился, что всё работает, и умер.

Японские представления о возникновении Вселенной, описанные в книгах «Кодзики» (712 год) и «Нихон Сёки» (720), представляют собой всё ту же легенду о Хаосе, из которого появились создавший Небеса свет и сформировавшие Землю частицы. Первое поколение небесных богов позаботилось о создании всего остального.

В наше время мы можем наблюдать поднимающуюся волну интереса к мифологии древних народов, что, как считает наш эксперт, вызвано стремлением народов к определению своей культурной идентичности.

Брахма. Источник:
Брахма. Источник: <Wikimedia.org

Экспертное мнение

Игорь Федорович Кефели, доктор философских наук, заведующий кафедрой глобалистики и геополитики БГТУ «Военмех», специалист по социальной философии и культурологии


«Интерес к древним цивилизациям изначально возник в научном сообществе, но в современности вышел за его пределы и стал быстро формироваться у большей части населения. Это в первую очередь вызвано развитием информационных технологий. Во-вторых, довольно важными философскими, социальными и политическими запросами. В связи с формированием нового мироустройства вопрос о происхождении локальных цивилизаций активно обсуждается на всевозможных площадках: от дискуссионных клубов до международной арены. Возникновение Вселенной, а вместе с ней жизни и человека, несмотря на его возможную отдаленность от научного знания и приближенность к философии или теологии, скрывает в себе множество интересных деталей. Например, источники, связанные с мифологией, позволяют определить примерную территорию возникновения и расселения народов, а следовательно, поднимают вопросы “родной земли” и культурной идентичности».

 

Сотворение мира у индейцев, или Семейный бизнес

 

Коренные жители Северной, Центральной и Южной Америки имели во многом схожие представления о сотворении Вселенной. Помимо существующего Хаоса, опять же представленного водным пространством, изначально существовали и божественные сущности. Как правило, ими были Мать-Земля, Великий отец и их дети (сестры, братья). Эти божества создали мир, однако особенностью этого процесса сотворения является наличие изначального решения. То есть Вселенная была создана осознанно и благодаря волевому решению. Подобную основу имели майя, ирокезы, алгонкины, пауни и другие небольшие индейские племена. Интересно то, что в мифологии майя и поглотивших их ацтеков существует идея множественного создания мира и Вселенной — цикличность. Каждая цивилизация переживает схожие этапы развития и гибнет, как правило, по велению божеств, которые затем вновь создают мир.

Индейская культура, хоть и не представлена большим количеством источников, представляет огромную ценность для изучения традиционных обществ прошлого, но для исследований должна существовать правительственная или частная поддержка: организация раскопок, работа археологов и этнографов, заказ специальных инструментов и техники, заключение договоров с коренными народами — всё это требует денег. Но, к сожалению, наш эксперт отмечает слабую заинтересованность американского общества в традиционной культуре индейцев.

 

Экспертное мнение

Наталья Александровна Цветкова, доктор исторических наук, профессор кафедры американских исследований ФМО СПбГУ


 

«Несомненно, ситуация вокруг индейского вопроса в США на сегодняшний день так же сложна и многогранна, как и десятки лет назад. В попытках найти выход со стороны правительства выделяются гранты, финансовая поддержка, но ощутимых подвижек нет. Индейцы просто не вписываются в американское общество, продолжая жить внутри своих родов, вместе друг с другом. Некоторая интеграция и смешение индейцев с другими народами все же имеются. Например, в нынешней администрации президента США Дональда Трампа есть посол с индейскими корнями. Так что случаи, когда коренные жители Америки добиваются высокого положения в обществе, имеются, однако об индейцах, как правило, вспоминают только во время политической борьбы. Противники иммиграционной политики Трампа заявляли, что на территории США есть только один коренной народ.

На мой взгляд, в США нет плавильного котла, в котором народы могли бы смешаться и ассимилироваться. Американское общество больше похоже на селедку под шубой: народы образуют пласты, не мешают друг другу, но продолжают оставаться в своих границах».

Ян Брейгель Младший. Сотворение солнца, луны и звезд. Источник: Wikimedia
Ян Брейгель Младший. Сотворение солнца, луны и звезд. Источник: Wikimedia

 

Монотеистические религии диктуют тренды

Авраамические (по имени родоначальника семитских племен) религии, к которым относятся христианство, ислам и иудаизм, являются монотеистическими, т.е. имеющими в своей основе веру только в одного Бога. Хаос уступил место порядку, в основе которого находится божественная сущность, создающая мир. Несмотря на появившиеся за века различия между основными монотеистическими религиями, их идея создания Вселенной зиждется на идентичном сюжете.

В то время как большинство языческих представлений о сотворении мира канули в небытие, идеи авраамических религий прочно стоят на ногах. Это обосновывается тем, что для их обоснования стало использоваться «научное» знание — схоластика. Более того, монотеистические религии закрепляли свои позиции кровью и потом, стараясь не сдать ни пяди земли «иноверцам».

Наш эксперт отмечает, что в Средние века религия обосновалась в умах и сердцах людей, что уменьшало значение научного знания и нашло своё отражение в зеркале времен – искусстве.

Экспертное мнение

Веста Анатольевна Васягина, член Ассоциации искусствоведов, специалист по искусству Западной Европы


 

«Средневековье — очень любопытная эпоха. С одной стороны, люди придерживались христианской модели мира и верили, что возникновение Вселенной – результат созидательной божественной воли, а с другой стороны, представления о ней у них были очень приблизительными. Неточность этих представлений породила множество домыслов, научных богословских споров, крестьянских суеверий. Земля была центром Вселенной, Иерусалим — центром мира, небо — твердыней, градом Господа. Не имея обширных знаний по географии, средневековые люди считали, что на окраинах мира живут фантастические существа, люди с собачьими головами, ведьмы и людоеды. Всё это имело отражение в искусстве — на страницах средневековых рукописей, в шпалерах, в застывших скульптурах соборов».

 

Пробуждение из небытия

Теологическая схоластика на века определила направление развития теорий о создании Вселенной, сведя их в единое русло. Но человеческую мысль не остановить. Постепенно заветы Бога и представление о его участие в создании мира стали толковаться с альтернативной позиции: мир создан волей Всевышнего, но его истинные намерения никому не ведомы, следовательно, человек имеет право на изучение окружающего мира.

Переняв древнегреческую геоцентрическую систему мира, которая основана на неподвижности находящейся в центре Вселенной Земли, средневековые философы, а затем и ученые совершили настоящий прорыв. У его истоков стоял Николай Кузанский.

Николай Кузанский. Источник: Wikimedia.org
Николай Кузанский. Источник: Wikimedia.org

Николай Кузанский и его «паства»

Как и большинство высших иерархов церкви, кардинал Николай Кузанский (1401–1464) обладал доступом к ценнейшим сведениям о прошлом, включая трактаты древнегреческих философов. Его увлечение античной литературой переросло в прорывные на тот момент мысли о возможном движении Земли в космическом пространстве, о ее схожести с другими небесными телами. Основой его взглядов было утверждение о равенстве Вселенной и Бога, что носит название «пантеизм». Несмотря на деятельность в канве религиозной мысли, Кузанский объявил о возможности познать Вселенную, используя для этого математику. Таким образом, являясь одним из высших церковных иерархов, он проложил дорогу мыслителям будущего: Николаю Копернику, Джордано Бруно, Галилео Галилею и Исааку Ньютону.

Несмотря на значимый вклад в развитие научного знания, идеи вышеуказанных ученых не будут описаны в этой статье, так как они не отрицали саму идею сотворения Вселенной Богом. Отметим лишь, что их деятельность привела в дальнейшем к революции в умах и космогонической теории.

 

Иммануил Кант
Иммануил Кант. Источник: Wikimedia

Космогонические гипотезы

Эпоха Просвещения стала временем окончательного отделения научной мысли от религиозного бремени. Иммануил Кант был одним из тех, кто во всеуслышание заявил о том, что вера и знание — совершенно различные вещи. В космогонической теории стали четко выделяться гипотезы.

Первую из них и озвучил Кант. Основа его гипотезы зиждилась на законе притяжения, разработанном Исааком Ньютоном, и вихревой теории Рене Декарта, однако, в отличие от своих кумиров, Иммануил Кант отрицал вмешательство сверхъестественных сил в движение звездных объектов. По представлениям философа, небесные тела формируются в первичной туманности, центр которой стягивает близлежащие частицы.

Не зря философию называют матерью всех наук. Пока Кант размышлял, один из величайших деятелей науки Пьер-Симон Лаплас окончательно доказал устойчивость Солнечной системы. Взяв за основу наработки своих старших коллег, он использовал математические методы и вывел стройную и удовлетворительную (на тот момент) космогоническую гипотезу. На взгляд Лапласа, небесными телами управляет исключительно сила тяготения без вмешательства божественных сил.

Лавры великого французского ученого хотели разделить и другие ученые. Однако ни гипотеза Фая, отсылавшая к любимому в древности Хаосу, ни советского ученого Фасенкова себя не оправдали из-за недостаточной проработанности.

Таким образом, преставление людей о возникновении Вселенной за тысячелетия истории претерпело немало изменений, пройдя путь от не требующих основания утверждений до математически обоснованной теории. Вторая мировая война стала причиной резкого развития технологий и научной мысли. Это привело к появлению современных космогонических теорий, о которых мы с вами поговорим во второй части.

 

Вторая часть статьи уже ждет вас здесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью