Готика в миниатюрах французских рукописей

Псалтирь Ингеборг. 1200 г. Шантийи, музей Конде
1. Псалтирь Ингеборг. 1200 г. Шантийи, музей Конде. Источник: Wikimedia.org

Никто не будет спорить с тем, что иллюстрации французских готических рукописей являются великолепным образцом средневекового искусства. Однако это не все — будучи целых 300 лет примером для миниатюристов всей Европы, они имеют огромное значение для истории книги. Эти иллюстрации вызывали всеобщее восхищение еще в то время, когда позволить себе богато украшенную книгу могли только очень состоятельные люди. А в наши дни миниатюры французских готических рукописей не только очаровывают, но и являются интереснейшими артефактами, рассказывающими нам о тайнах Средневековья.


 

Откуда нам известна готическая живопись? В Средневековье картин в сегодняшнем понимании этого слова (а по-научному произведений станковой живописи) не писали. Фрески были вытеснены со стен взмывающих вверх готических соборов красочными, наполненными сиянием витражами. Но мы знаем о том, как одевались люди Средневековья, что ели и пили, как работали и проводили свой досуг. Знаем даже, как выглядели замки и соборы, которых больше нет. Знаем в лицо крупнейшего мецената эпохи, герцога Жана де Берри, и другие ключевые фигуры истории того времени. И все это благодаря богато иллюстрированным готическим манускриптам, преимущественно французским.

Псалтырь Людовика Святого. 1270г. Париж, Национальная библиотека Франции
Псалтырь Людовика Святого. 1270г. Париж, Национальная библиотека Франции. Источник: Wikimedia.org

«Почему, когда заходит разговор о готике, — спросите вы, — все начинают припоминать Францию?» Да очень просто. Франция — родина готического стиля, который в то время назывался не иначе, как «современный французский стиль». Именно здесь появились первые готические постройки, в т.ч. небезызвестное аббатство Сен-Дени, возведенное в 1135–1144 гг. по приказу легендарного аббата Сугерия. И именно здесь в XIII в. сложилась готическая традиция оформления рукописей, покорившая весь европейский мир. Ставшие реликвиями уже в момент своего появления французские готические манускрипты оставались образцами для подражания вплоть до XV в.

«Средневековая книга — одно из высших достижений искусства», — утверждал известный исследователь В. Люблинский, и с ним нельзя не согласиться. Взглянув на французские готические манускрипты, на их строгую красоту и величавую торжественность, поневоле затаиваешь дыхание. Несомненно, помимо прекрасного каллиграфического письма, будто бы спаянного с декоративным оформлением страницы, неотъемлемым украшением рукописей являются миниатюры.

В отличие от православной иконописной традиции, в готических миниатюрах фон не являлся олицетворением божественного пространства.

Миниатюра родилась из увеличившегося в размерах инициала, заглавной буквы раздела книги, и настолько полюбилась средневековым художникам, что порой украшение манускрипта становилось важнее, чем его содержание. Так, экземпляр Морализованной Библии, созданный во Франции в 1230 г., был снабжен пятью с лишним тысячами миниатюр. Это один из трех известнейших манускриптов XIII в. (наряду с Псалтирем Ингеборг и Псалтирем Людовика Святого), определивших дальнейшее развитие готической традиции иллюминирования книг.

Так в чем же состояла эта пресловутая традиция, отраженная в каждой книге того времени? Рассмотрим миниатюры. Первое, что бросается в глаза, — условность художественного языка, наследство мастеров XII в., подражающих византийскому искусству. Схематичные фигуры не ощущают на себе притяжение земли. Их лица сосредоточены, взгляд направлен внутрь себя. Композиция миниатюр подчиняется правилу обратной перспективы: ближние к нам предметы изображены самыми мелкими, а дальние — крупными.

Другая особенность готического искусства XIII в., отраженная в книжных иллюстрациях, — вертикализм, объединяющий «линии, формы и тела в целостное сверхъестественное направление движения», — точно подметил М. Дворжак. Телу, не затрагивая его динамики, придавали состояние движения, парения, не объяснимого никакими земными законами и символизирующего духовное устремление всего сущего к божественному.

Морализованная Библия. 1230 г. Париж, Национальная библиотека Франции
Морализованная Библия. 1230 г. Париж, Национальная библиотека Франции. Источник: Wikimedia.org

В некоторых случаях мы видим на страницах миниатюр XIII в. неизменно условные элементы архитектурных строений: кулисы, плоские балдахины или схематичные обозначения построек. К концу века наметились изменения: архитектурные детали приобрели угловатые вытянутые очертания, появились двойные стрельчатые арки, прорезанные трилистником, и т.д. То же касается и изображений растительного мира. Поначалу они были условны, однако к концу века на страницах манускриптов начали появляться вполне достоверные листья дуба, плюща, винограда, клена или клевера.

В отличие от православной иконописной традиции, в готических миниатюрах фон (золотой или разноцветный узорный) не являлся олицетворением божественного пространства, он выполнял всего лишь функцию задника.

Вы, наверное, решите, что следование готической традиции сковывало художника по рукам и ногам, не позволяло проявить фантазию. Но это не совсем так. Во Франции XIII в. канон был не таким строгим, как в Византии или в Древней Руси. Это связано с многочисленными толкованиями Священного Писания, популярными в средневековой Европе. Существование различных интерпретаций Библии допускало многовариантность воспроизведения сюжетных линий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью