Государственные программы поддержки науки: Россия, Сингапур, Норвегия

Государственные программы поддержки науки
Фото: Виталий Смолыгин / publicdomainpictures.net

Государственные программы поддержки науки показатель того, что ускорение темпов экономического роста и обновления технологий не позволяет современным государствам пренебрегать научной деятельностью. Для этого создаются специальные институты, используются возможности компаний и исследовательских центров. Каждая страна претворяет в жизнь свой план научного развития. Посмотрим, на какие государственные программы поддержки науки тратятся наши с вами ресурсы.


Программы поддержки науки — государственные или частные?

В современном мире всё большую значимость приобретает экономика знаний. Интенсификация производства с применением инновационных разработок ускорила обновление технологических циклов. Развитие научного потенциала страны включает в себя множество различных компонентов, в т.ч. подготовку человеческого капитала, стимулов для повышения квалификации и поддержания достаточного уровня финансирования. Для достижения таких целей используются самые различные программы, разрабатываемые частными фондами и компаниями. Тем не менее стратегическое развитие науки формируется при содействии государства.

Государственная программа поддержки науки России

Выступление Дмитрия Медведева перед выпускниками Сколковского института науки и технологий
Выступление Дмитрия Медведева перед выпускниками Сколковского института науки и технологий. Источник: government.ru (CC BY 4.0)

Государственная программа поддержки науки Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг., реализуемая Министерством образования и науки РФ. Ее актуальность зиждется на объективной необходимости реорганизации сырьевой экономики. В течение длительного времени такое положение дел сдерживало развитие технологической составляющей. Основополагающей целью внедрения государственной программы является формирование конкурентоспособного сектора научных разработок и исследований, который призван стать локомотивом модернизации российской экономики.

  • Определение приоритетов

 

 

Для этого предполагается выполнить несколько важных задач. Прежде всего, стимулировать фундаментальные исследования, сформировать прочную базу для развития приоритетных научных направлений. Кроме того, совершенствовать систему управления, финансирования, интеграции науки и образования, создать современную материально-техническую базу для исследований, а также интегрировать российский сектор передовых разработок в международное научно-технологическое пространство.

Сегодня Россия стремится обеспечить конкурентные преимущества для высокотехнологичных отраслей производства, таких как атомная и аэрокосмическая, а также поддержать ряд секторов экономики (медицины, транспорта, энергетики, строительства), формирующих гарантированный спрос на инновации на внутреннем рынке. Упор в программе делается на расширение роли государственных научных фондов в финансировании на конкурсной основе. Важное место отводится созданию соответствующих мировым стандартам институтов независимой оценки работы государственных научных организаций. В целом новый подход направлен на распределение рисков между государством, наукой и бизнесом.

Однако российский пример представляется одним из множества различных вариантов государственной поддержки науки. Рассмотрим иные мировые примеры научных программ в различных географических точках мира.

Государственная программа поддержки науки Сингапура

В Сингапуре государство оказывает широкомасштабную поддержку научных исследований
Фото: U.S. Army RDECOM / flickr.com (CC BY 2.0)

Государственная программа поддержки науки Сингапура является одной из самых интересных в мире. Страна максимально ориентирована на применение новых технологий на всех уровнях экономики.

  • Национальный научно-исследовательский фонд

В 2006 году был основан Национальный научно-исследовательский фонд (National Research Foundation), который отвечает за установление национальных приоритетов в области НИОКР, инноваций и предпринимательства. Фонд должен сделать из Сингапура центр научно-исследовательских разработок, в том числе привлекающий их из-за рубежа. За годы существования в нем были созданы программы для развития предпринимательства при университетах, а также выделены средства на развитие технологий в области экологии и защиты окружающей среды, энергетике и ряде других сфер.

  • Кампус для исследований и передового опыта

К одной из важнейших программ фонда относится Кампус для исследований и передового опыта в технологическом предпринимательстве (Campus for Research Excellence and Technological Enterprise (CREATE)), в рамках которого функционируют центры, занимающиеся международными исследованиями с передовыми технологическими центрами. Центр SMART работает в таких отраслях, как биосистемы, макромеханика, инфекционные заболевания, энергетика, городское пространство, совместно с Массачусетским технологическим институтом.

В Сингапуре до 2018 г. работает схема налогового поощрения внедрения инноваций.

  • Важнейшие исследовательские центры

Строительством и различными архитектурными решениями занимается Сингапурский центр SEC глобальной экологической устойчивости вместе со Швейцарским федеральным институтом технологий в Цюрихе (Swiss Federal Institute of Technology (ETH)). Поиском новых методов лечения наиболее распространенных в азиатском регионе воспалительных заболеваний занимается Центр HUJ-CREATE совместно с Еврейским университетом в Иерусалиме (Hebrew University of Jerusalem). Исследовательский центр BEARS вместе с Университетом Беркли (The Berkeley Education Alliance for Research in Singapore) занимается междисциплинарными исследованиями по укреплению эффективности и устойчивости в тропиках.

В контексте поощрения исследований и внедрения НИОКР функционирует Институт инноваций и предпринимательства (The Institute of Innovation & Entrepreneurship), осуществляющий работу при Сингапурском университете управления (Singapore Management University). Деятельность института направлена на проведение мероприятий, конкурсов, выстраивание и поддержание необходимых связей, поиск контактов, проведение исследовательской деятельности в предпринимательстве. В целом к 2015 г. в Сингапуре эффективно работало 10 программ государственной поддержки предпринимательства.

  • Налоговое поощрение инноваций

В Сингапуре до 2018 г. работает схема налогового поощрения внедрения инноваций Productivity and Innovation Credit Scheme, по которой можно получить компенсации издержек на сумму до 100 тыс. сингапурских долларов.

  • Четыре приоритетные отрасли

Продолжением программ поддержки инвестиций в исследования и инновации является Research Innovation Enterprise 2020 Plan. В «Плане 2020» намечены четыре ключевые отрасли для Сингапура, на которые и приходится основной объем финансирования: передовое производство и техника, биомедицина и здоровье, услуги и цифровая экономика, градостроительные решения. Фундаментом их развития являются три кросс-программы: научные исследования, развитие человеческого капитала, инновации и предпринимательство.

Государственная программа поддержки науки Норвегии

Нефтяная платформа Гульфакс А рядом с Хаугезунд, Норвегия.
Нефтяная платформа Гульфакс А рядом с Хаугезунд, Норвегия. Источник: rodjonesphotography.co.uk/ wikipedia.org (CC BY 2.0)

Одним из примеров, близких для России, в отличие от Сингапура, является Норвегия, где экономика также остается сырьевой. В этой скандинавской стране государство играет большую роль в поддержании науки.

  • Участие государства

Норвежское правительство сделало из государства мирового лидера в области нефтегазовых технологий. В условиях низкого уровня развития собственных НИОКР местные компании научились воспринимать внешние достижения. Государство вносит свою лепту в финансирование НИОКР сырьевых компаний. Так, Министерство нефтяной промышленности и энергетики Норвегии 25% из фонда государственных средств выделяет на фундаментальные и стратегические исследования, а 75% бюджета — на энергетические НИОКР. Правительство за счет поощрений и вознаграждений стимулировало локализацию иностранными корпорациями своих технологий в стране, а также их передачу научно-исследовательским институтам.

Норвежское правительство сократило инновационный цикл от выдвижения новой идеи до ее коммерческого использования.

  • Своевременные налоговые льготы

 

 

Результатом такой политики стало развитие норвежских судостроительных компаний, IT-сектора, связанного с нефтедобычей, появление инноваций в мониторинге запасов в труднодоступных местах, технологиях бурения и добычи на шельфе. Государственная компания Statoil проектах разработки месторождений других компаний обеспечила себе 50%. Государство постепенно получило доступ ко всем пришедшим извне знаниям и технологиям. Сначала норвежское правительство предоставило Statoil льготные условия, но отменило их после того, как она укрепила свои позиции. Такие меры позволили ей значительно повысить конкурентоспособность в соответствии с мировыми стандартами.

  • Стимулирование НИОКР

Правительство Норвегии поставило перед собой цель накопить мировые знания в области нефтедобычи. Министерством нефтяной промышленности и энергетики была запущена пятилетняя программа при финансовой поддержке государства, направленная на стимулирование НИОКР в сфере увеличения извлечения нефти. Для этого были введены налоговые льготы в размере 18–20%, зависящие от числа сотрудников и вклада компании в развитие НИОКР. Норвежское правительство сократило инновационный цикл от выдвижения новой идеи до ее коммерческого использования благодаря системе новых правил передачи разработанных в университетах технологий предприятиям.

  • Программа обсуждений между компаниями, чиновниками и исследователями

 

 

В 2001 г. правительство Норвегии дало старт новой программе OG21 (Oil and Gas in the 21st Century), направленной на помощь нефтегазовой отрасли в разрешении технологических проблем за счет дискуссий, генерации новых идей, встреч представителей компаний, чиновников и исследователей. Сегодня государственный фактор остается важным и для международных проектов. Бывали случаи, когда транснациональные корпорации принимали решение о финансировании исследований только после того, как в них вложилось правительство Норвегии.

  • Привлечение зарубежных компаний к инвестированию

Государственное финансирование НИОКР по-прежнему растет. Компании, представляющие сырьевой сектор, также обеспечивают разработчиков площадками для испытания новых технологий. К 2020 г. Норвегия рассчитывает привлечь к инвестированию больше международных компаний и стать центром нефтегазовой отрасли, экспортирующим технологии по разведке и добыче углеводородов.

Заимствование элементов государственных программ поддержки науки

Каждый из приведенных случаев уникален. Россия, Сингапур, Норвегия избрали для себя различные векторы развития и инструменты имплементации научных разработок. Тем не менее заимствование некоторых из них возможно с учетом желаемого результата и условий их применения. Когда обновление технологий происходит с беспрецедентным ускорением, наука остается одной из главных опор для поддержания экономического развития. В этом процессе государству отводится ведущее место, и в силу необходимости регулирования существующих институтов и финансирования за ним остается последнее слово.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью