Государственные программы поддержки науки: Россия, Сингапур, Норвегия

Екатерина Полхова

Государственные программы поддержки науки
Фото: Виталий Смолыгин / publicdomainpictures.net

Ускорение темпов экономического роста и обновления технологий не позволяет современным государствам пренебрегать наукой. Для этого создаются специальные институты, используются возможности компаний и исследовательских центров. Каждая страна претворяет в жизнь свой план научного развития. Посмотрим, как же государство может использовать для этого имеющиеся в его распоряжении ресурсы.


 

В современном мире всё большую значимость приобретает экономика знаний. Интенсификация производства с применением инновационных разработок ускорила обновление технологических циклов. Развитие научного потенциала страны включает в себя множество различных компонентов, в т.ч. подготовку человеческого капитала, стимулов для повышения квалификации и поддержания достаточного уровня финансирования. Для достижения таких целей используются самые различные программы, разрабатываемые частными фондами и компаниями. Тем не менее стратегическое развитие науки формируется при содействии государства.

Кейс России

Выступление Дмитрия Медведева перед выпускниками Сколковского института науки и технологий
Выступление Дмитрия Медведева перед выпускниками Сколковского института науки и технологий. Источник: government.ru (CC BY 4.0)

На наших глазах претворяется в жизнь государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг., реализуемая Министерством образования и науки РФ. Ее актуальность зиждется на объективной необходимости реорганизации сырьевой экономики. В течение длительного времени такое положение дел сдерживало развитие технологической составляющей. Основополагающей целью внедрения государственной программы является формирование конкурентоспособного сектора научных разработок и исследований, который призван стать локомотивом модернизации российской экономики.

Для этого предполагается выполнить несколько важных задач. Прежде всего, стимулировать фундаментальные исследования, сформировать прочную базу для развития приоритетных научных направлений. Кроме того, совершенствовать систему управления, финансирования, интеграции науки и образования, создать современную материально-техническую базу для исследований, а также интегрировать российский сектор передовых разработок в международное научно-технологическое пространство.

Сегодня Россия стремится обеспечить конкурентные преимущества для высокотехнологичных отраслей производства, таких как атомная и аэрокосмическая, а также поддержать ряд секторов экономики (медицины, транспорта, энергетики, строительства), формирующих гарантированный спрос на инновации на внутреннем рынке. Упор в программе делается на расширение роли государственных научных фондов в финансировании на конкурсной основе. Важное место отводится созданию соответствующих мировым стандартам институтов независимой оценки работы государственных научных организаций. В целом новый подход направлен на распределение рисков между государством, наукой и бизнесом.

Однако российский пример представляется одним из множества различных вариантов государственной поддержки науки. Рассмотрим иные мировые примеры научных программ в различных географических точках мира.

Кейс Сингапура

В Сингапуре государство оказывает широкомасштабную поддержку научных исследований
Фото: U.S. Army RDECOM / flickr.com (CC BY 2.0)

Сингапур, пожалуй, можно отнести к одному из наиболее интересных примеров, где государство оказывает широкомасштабную поддержку научных исследований. Страна максимально ориентирована на применение новых технологий на всех уровнях экономики.

В 2006 году был основан Национальный научно-исследовательский фонд (National Research Foundation), который отвечает за установление национальных приоритетов в области НИОКР, инноваций и предпринимательства. Фонд должен сделать из Сингапура центр научно-исследовательских разработок, в том числе привлекающий их из-за рубежа. За годы существования в нем были созданы программы для развития предпринимательства при университетах, а также выделены средства на развитие технологий в области экологии и защиты окружающей среды, энергетике и ряде других сфер.

К одной из важнейших программ фонда относится Кампус для исследований и передового опыта в технологическом предпринимательстве (Campus for Research Excellence and Technological Enterprise (CREATE)), в рамках которого функционируют центры, занимающиеся международными исследованиями с передовыми технологическими центрами. Центр SMART работает в таких отраслях, как биосистемы, макромеханика, инфекционные заболевания, энергетика, городское пространство, совместно с Массачусетским технологическим институтом.

В Сингапуре до 2018 г. работает схема налогового поощрения внедрения инноваций.

Строительством и различными архитектурными решениями занимается Сингапурский центр SEC глобальной экологической устойчивости вместе со Швейцарским федеральным институтом технологий в Цюрихе (Swiss Federal Institute of Technology (ETH)). Поиском новых методов лечения наиболее распространенных в азиатском регионе воспалительных заболеваний занимается Центр HUJ-CREATE совместно с Еврейским университетом в Иерусалиме (Hebrew University of Jerusalem). Исследовательский центр BEARS вместе с Университетом Беркли (The Berkeley Education Alliance for Research in Singapore) занимается междисциплинарными исследованиями по укреплению эффективности и устойчивости в тропиках.

В контексте поощрения исследований и внедрения НИОКР функционирует Институт инноваций и предпринимательства (The Institute of Innovation & Entrepreneurship), осуществляющий работу при Сингапурском университете управления (Singapore Management University). Деятельность института направлена на проведение мероприятий, конкурсов, выстраивание и поддержание необходимых связей, поиск контактов, проведение исследовательской деятельности в предпринимательстве. В целом к 2015 г. в Сингапуре эффективно работало 10 программ государственной поддержки предпринимательства.

В Сингапуре до 2018 г. работает схема налогового поощрения внедрения инноваций Productivity and Innovation Credit Scheme, по которой можно получить компенсации издержек на сумму до 100 тыс. сингапурских долларов.

Продолжением программ поддержки инвестиций в исследования и инновации является Research Innovation Enterprise 2020 Plan. В «Плане 2020» намечены четыре ключевые отрасли для Сингапура, на которые и приходится основной объем финансирования: передовое производство и техника, биомедицина и здоровье, услуги и цифровая экономика, градостроительные решения. Фундаментом их развития являются три кросс-программы: научные исследования, развитие человеческого капитала, инновации и предпринимательство.

Кейс Норвегии

Нефтяная платформа Гульфакс А рядом с Хаугезунд, Норвегия.
Нефтяная платформа Гульфакс А рядом с Хаугезунд, Норвегия. Источник: rodjonesphotography.co.uk/ wikipedia.org (CC BY 2.0)

Одним из примеров, близких для России, в отличие от Сингапура, является Норвегия, где экономика также остается сырьевой. В этой скандинавской стране государство играет большую роль в поддержании науки.

Норвежское правительство сделало из государства мирового лидера в области нефтегазовых технологий. В условиях низкого уровня развития собственных НИОКР местные компании научились воспринимать внешние достижения. Государство вносит свою лепту в финансирование НИОКР сырьевых компаний. Так, Министерство нефтяной промышленности и энергетики Норвегии 25% из фонда государственных средств выделяет на фундаментальные и стратегические исследования, а 75% бюджета — на энергетические НИОКР. Правительство за счет поощрений и вознаграждений стимулировало локализацию иностранными корпорациями своих технологий в стране, а также их передачу научно-исследовательским институтам.

Норвежское правительство сократило инновационный цикл от выдвижения новой идеи до ее коммерческого использования.

Результатом такой политики стало развитие норвежских судостроительных компаний, IT-сектора, связанного с нефтедобычей, появление инноваций в мониторинге запасов в труднодоступных местах, технологиях бурения и добычи на шельфе. Государственная компания Statoil проектах разработки месторождений других компаний обеспечила себе 50%. Государство постепенно получило доступ ко всем пришедшим извне знаниям и технологиям. Сначала норвежское правительство предоставило Statoil льготные условия, но отменило их после того, как она укрепила свои позиции. Такие меры позволили ей значительно повысить конкурентоспособность в соответствии с мировыми стандартами.

Правительство Норвегии поставило перед собой цель накопить мировые знания в области нефтедобычи. Министерством нефтяной промышленности и энергетики была запущена пятилетняя программа при финансовой поддержке государства, направленная на стимулирование НИОКР в сфере увеличения извлечения нефти. Для этого были введены налоговые льготы в размере 18–20%, зависящие от числа сотрудников и вклада компании в развитие НИОКР. Норвежское правительство сократило инновационный цикл от выдвижения новой идеи до ее коммерческого использования благодаря системе новых правил передачи разработанных в университетах технологий предприятиям.

В 2001 г. правительство Норвегии дало старт новой программе OG21 (Oil and Gas in the 21st Century), направленной на помощь нефтегазовой отрасли в разрешении технологических проблем за счет дискуссий, генерации новых идей, встреч представителей компаний, чиновников и исследователей. Сегодня государственный фактор остается важным и для международных проектов. Бывали случаи, когда транснациональные корпорации принимали решение о финансировании исследований только после того, как в них вложилось правительство Норвегии.

Государственное финансирование НИОКР по-прежнему растет. Компании, представляющие сырьевой сектор, также обеспечивают разработчиков площадками для испытания новых технологий. К 2020 г. Норвегия рассчитывает привлечь к инвестированию больше международных компаний и стать центром нефтегазовой отрасли, экспортирующим технологии по разведке и добыче углеводородов.

Каждый из приведенных случаев уникален. Россия, Сингапур, Норвегия избрали для себя различные векторы развития и инструменты имплементации научных разработок. Тем не менее заимствование некоторых из них возможно с учетом желаемого результата и условий их применения. Когда обновление технологий происходит с беспрецедентным ускорением, наука остается одной из главных опор для поддержания экономического развития. В этом процессе государству отводится ведущее место, и в силу необходимости регулирования существующих институтов и финансирования за ним остается последнее слово.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью