Круговорот музейных экспонатов

Искусство в современном мире экономических, геополитических, социальных, этнических и других конфликтов не только не потеряло своего значения, но и стало неотъемлемой частью современной массовой культуры. Его изначальная элитарность, то есть нацеленность на высшие слоя общества, ушла в прошлое, уступив место общедоступности.

Как писал Лев Николаевич Толстой: «Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступы и понятны всем». Соглашаясь со словами великого русского мыслителя, нужно отметить, что возможности большей части населения Земли прикоснуться к прекрасному только за последние десятилетия увеличились многократно. Международные обмены и интернет вывели искусство на новый, массовый уровень культуры.

Всепроникающая глобализация, как процесс сглаживания границ и углубления взаимосвязи (вместе с ней и взаимозависимости) людей и государства друг с другом, коснулась и искусства, зародив идеи создания единого культурного пространства. Без сомнения, огромный вклад в его формирование вносит обмен музейными экспонатами.

Экспонат, как элемент выставки, представляет собой картину, артефакт, иллюстрацию или иные, представленные на всеобщее обозрение, предметы искусства. Казалось бы, передача музеем на время одной из своих картин коллегам, скажем, из Германии, не должна вызывать проблем, но этот процесс крайне сложен и многослоен.

Круговорот музейных экспонатов

Законодательное регулирование

Во-первых, юридическая сторона вопроса. Даже малейшая фибула (металлическая застежка) может и, на самом деле, должна быть частью культурного наследия, а это значит, что любые действия по отношению к ней будут регулироваться нормативно-правовыми актами (НПА) и правилами: от музейной таблички «не трогать» до международных деклараций.

Обмен музейными экспонатами регулируется следующими документами: федеральным законом (ФЗ) «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (последние изменения 7 марта 2017 года), законом о «Вывозе и ввозе культурных ценностей», документами министерства культуры, региональными и локальными НПА, а также международными двусторонними соглашениями.

Это огромное количество правил, норм, предписаний, без сомнения, необходимо, что не раз подтверждалось. Например, в 2015 году французские и бельгийские власти арестовали российское имущество, планируя с его помощью погасить обязательство России выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 50 млрд долларов. В 2016 г. были также заморожены денежные активы. В такой ситуации возник закономерный вопрос о возможности ареста российских культурных ценностей, находящихся на тот момент на территории Франции. Именно благодаря двустороннему межгосударственному соглашению и международному законодательству, удалось избежать паники и продолжить обмен экспонатами. Было отмечено, что государство, на территорию которого был ввезено произведение искусства или объект культурного наследия, обязано обеспечить его сохранность и возврат.

Наш эксперт отмечает, что музейные экспонаты принадлежат народу и не должны быть разменной монетой в политических и экономических спорах.

Круговорот музейных экспонатов

Экспертное мнение

Наталья Михайловна Боголюбова, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных гуманитарных связей ФМО СПбГУ, специалист по внешней культурной политике


 

«К сожалению, мы уже сталкивались с арестом экспонатов. В частности, после присоединения Крыма власти Нидерландов отказались возвращать скифское золото обратно музеям Крымского полуострова. Арестовали коллекцию, а затем, по решению местного суда, отправили её в Украину. В регулирующих выставку документах было сказано, что участники обязуются вернуть коллекцию по месту принадлежности, однако этого сделано не было.

Нужно вспомнить, что в СССР после Второй мировой войны были вывезены картины Дрезденской галереи. Несмотря на то, что они являлись военным трофеем, все полотна были отреставрированы советскими специалистами и отправлены назад, на родину. Искусство принадлежит, в первую очередь, народу.

Обмен музейными экспонатами является чрезвычайно перспективным направлением культурной политики государства. Установление и поддержание контактов с помощью транснациональной силы искусства не должно страдать от недостаточно разработанной системы международных нормативно-правовых актов».

 

Бюрократия

Процесс обмена экспонатами и подготовки выставки включает в себя немало необходимых ступеней. Начинается он с письма либо на имя представителя государственных органов, если экспонат находится в ведении государства, либо с переписки между музеями, как некоммерческими организациями. Затем запрос на проведение выставки проходит через администрацию музея (директора, хранителя коллекции, консультативные органы), передаётся в государственные органы (например, Министерство культуры РФ). Огромное количество документов, под которыми должна стоять подпись из «такого-то кабинета на таком-то этаже», многократно растягивает процесс обмена экспонатами.

Опять же, без этой важной детали в механизме обмена не обойтись. Попытки вывезти объекты культурного наследия с территории страны предпринимаются постоянно. Особую опасность представляют «прогнившие» элементы самого процесса. Например, небезызвестный бывший вице-премьер России Альфред Кох, пытавшийся незаконно провезти через границу картину, стоимость которой он заранее снизил фактически в 11 раз (от 197 до 18 тысяч рублей). Дополнительные бюрократические элементы, такие как  экспертиза, с одной стороны, усложняют процесс, но с другой — способствуют его законности и сохранению культурного наследия.

Круговорот музейных экспонатов

Нормы перевозки и хранения экспонатов

Прежде, чем переданный экспонат начнет радовать посетителей своими изысканными изгибами или тонкой игрой красок, необходимо доставить его до пункта назначения. Тщательный выбор средства передвижения, его технических характеристик, погодных условий, охраны и учета непредвиденных обстоятельств помогает предотвратить повреждение или утрату экспоната в пути. Не нужно забывать и про финансовую составляющую вопроса.

После того, как предмет искусства будет доставлен по адресу, начинается следующий этап обеспечения его безопасности. И те экспонаты, которые выставлены в месте экспозиции, и те, которые  по той или иной причине отправились в запасник, должны содержаться при оптимальных температурных условиях. Уровень влажности, температура, освещение – всё должно соответствовать нормам. Естественно, такие вопросы решаются еще на первой фазе, во время обсуждения технических и иных возможностей музея, запросившего экспонат, однако курьезы возникают нередко. В лучшем случае, предмет искусства подлежит реставрации, которая, между тем, может достигать баснословных денег, что является особой проблемой для региональных музеев.

Наш эксперт считает, что, помимо бюрократических проволочек, способных многократно осложнить процесс передачи экспоната, существует множество других опасностей, которые сложно предугадать.

Экспертное мнение

Веста Анатольевна Васягина, член Ассоциации искусствоведов, специалист по искусству Западной Европы


 

«Конечно, было бы замечательно, если бы каждый человек мог себе позволить путешествовать столько, сколько он хочет, и знакомиться с предметами искусства в их «привычной среде обитания», то есть в той стране, частью культурного наследия которой они являются. Однако это не так, и поэтому обмен экспонатами между музеями разных стран — прекрасный подарок для всех любителей искусства. Очень жаль, что многие потрясающие проекты так и остаются неосуществленными из-за бюрократических сложностей и проволочек, которые, кстати, не всегда спасают предметы искусства от кражи, а уж гарантировать их полную сохранность они и вовсе не в состоянии. Кто знает, где и когда объявится такой же безумец, как тот, что облил рембрандтовскую Данаю кислотой?»

Круговорот музейных экспонатов

Музеи идут в ногу со временем

Информационно-техническая эра открыла перед человечеством массу возможностей для наблюдения за тем, что происходит на другом конце мира. Использование современных технологий в музейном деле также позволило добиться немалых успехов в приобщении людей к искусству.

Виртуальные экскурсии (туры) представляют собой способ реалистичного изображения помещений музея, «путешествуя» по которым любой желающий может оценить экспозиции и предметы искусства. Достаточно включить компьютер и, не выходя из дома и не тратя баснословные суммы денег на поездку, например, в Париж, увидеть статуэтку Венеры из Леспюга.

Наш эксперт отметил положительную и отрицательную стороны виртуальных экскурсий.

Экспертное мнение

Арсений Алексеевич Киселев, старший преподаватель СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, специалист по визуализации, 3D-моделированию и техническому дизайну


 

«Положительной стороной виртуального тура, помимо доступа к искусству фактически из любой точки мира, является также упрощенный процесс заключения соглашений. Естественно, они нужны, но, благодаря отсутствию необходимости решения ряда вопросов, связанных с материальной ответственностью, таких, как обеспечение сохранности экспонатов, бюрократические проволочки не составляют особых препятствий.

На данный момент виртуальная реальность и дистанционный доступ к предметам искусства не обеспечивает полного воспроизведения ощущений, передачи красоты, красок, однако для посетителя, не являющегося экспертом-искусствоведом, подобный легкодоступный вариант ознакомления с прекрасным вполне приемлем».

Обобщая всё вышесказанное, нужно еще раз отметить, что обмен экспонатами отвечает не только образовательным и информационным целям, но и способствует укреплению межнациональных и межгосударственных отношений. Трансграничность искусства, обеспеченная международными обменами и современными технологиями, позволяет человеку из Чукотки увидеть и оценить особенности африканской культуры.

Отметив универсальную силу искусства, которую не одолеют ни политические передряги, ни религиозные конфликты, закончим словами Эрнеста Хемингуэя: «Экономика тысячелетней давности кажется нам наивной, а произведения искусства живут вечно».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Новые статьи