Дороги, ведущие в будущее

Дорожное покрытие из пластиковых бутылок
llaszlo / shutterstock.com

Печально известную фразу про две российские беды – дураков и дороги – на самом деле можно применить и к другим странам. Тем более что они сами в этом признаются (по крайней мере, насчет дорог). Но есть регионы, в которых продвинутый уровень транспортной инфраструктуры не позволяет иронизировать, а действительно впечатляет.

Так, совсем недавно шотландские разработчики дорожного покрытия начали прокладывать дороги из, кто бы мог подумать, использованных пластиковых бутылок. На эту идею инженера Тоби Маккартни натолкнула младшая дочь, когда та, на вопрос школьного учителя «кто живет в океане?», ответила — «пластиковые бутылки». Тут Маккартни вспомнил, что во время одной из своих командировок в Индию он наблюдал, как выбоины и ямы на дорогах заполняют пластиковыми отходами. Тогда и родилась затея использовать переработанный пластик в дорожном покрытии. В ходе тестовых испытаний исследовательская группа Маккартни создала состав, близкий по своим свойствам к битуму, который еще и оказался на 60% прочнее асфальта и, соответственно, прослужит гораздо дольше. На данный момент эти «пластиковые» дороги уже есть в английском графстве Камбрия, и несколько регионов Великобритании уже заявили о желании использовать эту технологию.

Не менее интересный проект на днях представили инженеры из Нидерландов. Исследователи из Технологического университета Делфта разработали дорожное покрытие, которое способно самостоятельно восстанавливаться и подзаряжать электромобили. Принцип самовосстановления таких дорог основан на использовании бактерий, которые производят карбонат кальция, заполняющий появившиеся микротрещины. А подзарядить электромобиль можно будет, всего лишь стоя в пробке или ожидая зеленый сигнал светофора. Планируется, что эта функция будет реализована за счет добавления в состав покрытия проводящего стального волокна и использования энергии солнца. Правда, проект этого высокотехнологичного дорожного полотна еще не применялся на практике, т.к. необходимо доработать механизм передачи энергии с поверхности дороги на колеса автомобиля и далее.

Экспертное мнение

Вячеслав Сергеевич Тимченко, научный сотрудник Института проблем транспорта им Н.С. Соломенко РАН, член Санкт-Петербургского союза ученых и Национального общества имитационного моделирования

«Технологии строительства автодорог переходят на новый уровень!

Шотландская компания предложила комплексное решение сразу двух проблем:

  1. Утилизация пластиковых бутылок, загрязняющих окружающую среду в целом и океан, в частности;
  2. Разработка новых технологий строительства дорожного полотна.

В это же время голландский ученый разработал технологию, которая обеспечивает:

  1. Самопроизвольный ремонт дорог за счет заполнения трещин специальными бактериями;
  2. Подзарядку автомобилей в пути следования за счет контакта специального волокна, встроенного в дорожное полотно, и автомобильных шин.

С одной стороны, может показаться, что предложенные технологии являются, скорее, результатом слишком бурного воображения, чем научной мысли, но многие из повседневных на текущий момент технологий, еще лет 30 назад казались фантастикой!

Хочется отметить, что для XXI века разработка прорывных технологий не может обойтись без междисциплинарного подхода. В первом случае речь идет об экологии и химии, а во втором — о бактериологии и физике, которые было предложено применить в дорожном строительстве.

Речь, безусловно, зайдет об окупаемости новаторских подходов, о чем на данном этапе судить затруднительно. Однако с точки зрения развития научной мысли они, бесспорно, привнесут свой вклад в ее развитие, хотя бы путем вдохновления следующего поколения инженеров, конструкторов и ученых!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью