Четыре зарисовки об интеллектуальных способностях. Что говорят учёные?

что влияет на интеллект
lassedesignen / shutterstock.com

Генетика, жизненные обстоятельства, качество образования. Что же влияет на наши интеллектуальные способности? О чём говорят пристрастия к рок-музыке? И как связана Новая Зеландия с исследованиями интеллекта? Дадим слово тем, кто не понаслышке знает о наших умственных способностях.


 

В далёкой Новой Зеландии известный психолог Джеймс Флинн преподавал в Университете Отаго. В иное время наверняка не случилось бы ничего интересного. Однако Джеймсу Флинну была предначертана встреча с Поколением Y. В ходе своей преподавательской деятельности он столкнулся с теми, кто родился после 1980-х гг., и чья жизнь неразрывно связана с бурным ростом цифровых технологий.

Наблюдая за своими подопечными, Джеймс Флинн заметил, что современных студентов перестало интересовать то, как устроен мир. Хотя многие из них обладают если и не выдающимися, то весьма неплохими интеллектуальными способностями. Погрузившись в виртуальное пространство, они реже покидают пределы университетских стен и постепенно превращаются в замкнутых людей, не стремящихся во всём разобраться и познать новое. Это приводит к ограниченности и уязвимости сознания, которым гораздо проще манипулировать.

Технологии привели нас к тому, что массово стало развиваться абстрактное мышление.

Но началась эта история гораздо раньше, чем мы думаем. В ходе своих научных изысканий, посвящённых связи интеллектуальных способностей с расовой принадлежностью, Джеймс Флинн обнаружил, что средний рост IQ человечества составлял 3 балла за 10 лет. Это достаточно высокий показатель, и он никак не связан с эволюцией генов, которая занимает тысячи лет. И, к слову, расовая принадлежность на выявленном росте интеллектуальных способностей не сказывалась.

При этом генетические факторы нельзя отнести к доминирующим. На разных этапах жизни на интеллектуальные способности влияют самые разные факторы. Для дошкольника большое значение в развитии интеллекта имеет процесс обучения и освоения полезных навыков. Генетика оказывается задействована в 20% различий умственных способностей детей. На интеллект зрелого человека генетические факторы влияют на 80%.

Профессору Флинну решить головоломку о причинах беспрецедентного роста интеллекта человечества помогли его студенты. Итак, эффект, который ему удалось обнаружить объясняется образованием. И что самое удивительное – начальным! В этот период жизни человек учится смотреть на жизнь сквозь призму природных явлений и физических законов, развивает способности мыслить логически.  Именно эти навыки проверяются в тестах на интеллект.

Современный мир изменил образ мысли человека. Технологии привели нас к тому, что массово стало развиваться абстрактное мышление. В результате средний коэффициент интеллекта в мировых масштабах вырос на 30 баллов. По сути удивительный рост интеллектуальных способностей оказался результатом адаптации человека к меняющимся условиям.

 интеллектуальный биоритм
magic pictures / shutterstock.com

Если вы после всего этого всерьёз решили взяться за собственное образование, не забудьте про биоритмы. Существует такое понятие как интеллектуальный биоритм. Он влияет на гибкость мышления, логику и скорость восприятия информации. Продолжительность цикла составляет 33 дня.

В положительной фазе биоритма интеллектуальные способности достигают пика. В это время человек ощущает подъём творческих сил, может легко разрешать любые задачи. Да, у каждого бывают дни, когда он может сказать: «Сегодня я – гений». Положительная фаза благоприятна для начала новой работы. Происходит быстрая адаптация к новой обстановке и людям. Тем не менее, важно учитывать, что существует риск чрезмерной самоуверенности и переоценки собственных сил.

Когда интеллектуальный биоритм находится в отрицательной фазе, происходит обратное. Резко ухудшается способность к восприятию информации, концентрации внимания. Если профессиональная деятельность человека не связана с умственными нагрузками, то иногда могут случаться ситуации, когда даже решение простой задачи требует затраты огромных внутренних ресурсов. А, например, у преподавателей, для которых интеллектуальная загруженность носит постоянный характер, разница между положительной и отрицательной фазой может проявляться лишь в незначительных или незаметных ошибках.

Наука уже неплохо изучила положительное влияние классической музыки на интеллектуальные способности человека и даже дала ему созвучное название «эффект Моцарта».

Ещё один интересный факт о биоритмах связан с интеллектуальной совместимостью. Если вы взялись с партнёром, коллегой или просто товарищем за разрешение серьёзной задачи, но при этом ваши биоритмы не совпадают, есть высокая доля вероятности, что договориться будет сложно или вовсе не удастся этого сделать.

Если биоритмы не находятся в нашей власти, и с ними так или иначе приходится мириться, то некоторые факторы мы в состоянии себе подчинить. Короткая история о том, как можно «набраться ума», наведя порядок на рабочем месте.

Всё началось с научного эксперимента. Учёные из Университета Флориды собрали 4963 человека в возрасте от 32 до 84 лет, чтобы проверить, как рабочая обстановка сказывается на способностях запоминать информацию, принимать решения и стремлении к познанию нового. Повышение когнитивных способностей стимулировалось наличием чистого и благоустроенного рабочего места, необходимостью постоянно учиться и разрешать сложные задачи, в то время как грязь, плесень, шум оказывали на них негативное воздействие.

Теперь можно приниматься за большие дела! Но если порядка на рабочем столе ещё недостаточно для эффективной работы, можно взяться за улучшение атмосферы более основательно. В этом поможет музыка.

 положительное влияние классической музыки на интеллектуальные способности
BONNINSTUDIO / shutterstock.com

Наука уже неплохо изучила положительное влияние классической музыки на интеллектуальные способности человека и даже дала ему созвучное название «эффект Моцарта». И это не случайно. Среди всех классических композиторов он оказывает наиболее благоприятное воздействие на слушателей. С другими музыкальными жанрами дела обстоят сложнее. Их изучали не так активно. Большое количество исследований доказывает, что ритм и сверхчастоты рэпа и рока порождают агрессивное поведение и могут становиться причинами психических расстройств. Но не всё так просто, как могло показаться на первый взгляд.

Предпочтение тяжелому року отдают подростки, чьи интеллектуальные способности гораздо выше, чем у остальных сверстников. Такая музыка помогает им справиться с возрастными трудностями. Другой не менее удивительный факт связан с тем, что поклонники как классической музыки, так и рока очень схожи. К тому же уровень их интеллекта выше, чем у поклонников других музыкальных жанров.

Что же насчёт атмосферы? Исследователи считают, что для создания рабочей обстановки можно использовать любую музыку. Всё зависит оттого, какую атмосферу нужно создать. Для рутинной работы лучше выбирать инструментальную музыку. Когда приходится читать, переводить или писать текст, не стоит увлекаться вокальными композициями. И уж тем более на родном языке! Непременно начнёте подпевать и забудете про свои дела. Если же работа связана с физическим трудом, то подойдёт любое музыкальное произведение. Главное – чтобы радовало слух.

Развитие интеллектуальных способностей – не пустая трата времени, и определяются они не только генетикой. Чтобы продолжать радовать Джеймса Флинна новыми показателями положительной динамики по уровню IQ, необходимо уделять должное внимание образовательному процессу, в том числе собственных детей, учитывать интеллектуальные биоритмы и работать над созданием обстановки, располагающей к активному и плодотворному труду.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью