Братья Лимбург – мастера готической миниатюры

Великолепный часослов герцога Беррийского. Источник: Wikimedia.org PD

«Великолепный часослов герцога Беррийского», настоящее сокровище французского музея Конде, является одной из самых известных рукописей периода интернациональной готики (рубеж XIV и XV веков). Миниатюристы, иллюстрирующие этот молитвенник для библиофила Жана Беррийского, – прославленные братья Лимбург: Поль, Герман и Жан. Что же обеспечило им признание их современников? Что заставляет восхищаться ими по сей день? Давайте вместе узнаем, почему их работа превращала каждую книгу в уникальное произведение искусства.


 

Братья-художники и работа длиною в жизнь

Потомственные художники братья Лимбург украшали книги для самых высоких особ. К примеру, «Морализованная Библия» — заказ короля Франции Филиппа Смелого. А свои наиболее выдающиеся произведения — «Прекрасный часослов герцога Беррийского» и еще более роскошный «Великолепный часослов герцога Беррийского» они создали, находясь при дворе французского герцога. Подробнее о таком типе книг, как часослов, можно прочитать в статье «Бестселлер готической эпохи».

На страницах последнего тут и там встречаются прекрасные иллюстрации — как во всю полосу (их там 66 штук), так и небольшие (а этих — 65).

К сожалению, братья Лимбург не успели закончить свою работу, так как умерли в 1416 году, практически одновременно со своим покровителем. Впоследствии манускрипт переходил из рук в руки, и его продолжали украшать.
Сегодня исследователи полагают, что над ним трудилось не больше и не меньше чем двадцать семь мастеров. Однако все согласны, что основная работа была сделана именно Лимбургами, которым принадлежат девять из двенадцати самых известных иллюстраций часослова, относящихся к циклу «Времена года».

Мастерство братьев Лимбург

Итак, чем же братья Лимбург заслужили столь высокую оценку современников и потомков? Конечно, качественно сделанной работой и талантом, но также и тем, что они были самыми настоящими новаторами. Эти мастера изменяли как стандартные сюжеты и композиции, так и традиционную художественную манеру. Для примера рассмотрим две миниатюры из цикла «Времена года» («Великолепный часослов герцога Беррийского»), изображающие занятия населения в тот или иной календарный месяц.

Миниатюра "Февраль" из Часослова герцога Беррийского. Wikimedia.orgPD
Миниатюра «Февраль» из Часослова герцога Беррийского. Wikimedia.org PD

Несмотря на традиционный сюжет, иллюстрирующий крестьянские будни, — хмурый зимний день, рубка дров, посиделки у очага — миниатюра «Февраль» в полной мере отражает незаурядность и изобретательность творческой мысли братьев Лимбург. Сразу можно заметить, что миниатюра написана с любовью к деталям, со знанием крестьянского быта и с натурализмом, впоследствии характерном для Северного Возрождения.

На переднем плане — разрез обнесенного забором дома, где, задрав подолы платьев, греются у огня крестьяне. Тут же, в доме, сушится белье, играет кошка. За забором расположен двор с хозяйственными постройками: загоном для овец, голубятней, ульями. В правой части миниатюры спешит к огню закутанная в платок женщина, а чуть выше – мужчина рубит дрова. На заднем плане изображен подгоняющий ослика крестьянин, по-видимому, направляющийся в расположенную неподалеку заснеженную деревню. Многоплановость, разнообразные ракурсы, неплохо переданный объем и воздушная перспектива.

И все это было написано братьями Лимбург в то время, когда многие художники продолжали располагать условные изображения на плоскостных абстрактных фонах.

Что уж и говорить о великолепном мастерстве исполнения и многосложной цветовой гамме, состоящей из белых, сероватых, охристых и жемчужных оттенков.

А, к примеру, на миниатюре «Январь» изображен день обмена подарками при дворе герцога Беррийского. Эта сцена отчасти традиционна, поскольку на ней принято было изображать хозяина, принимающего гостей. Но в то же время она и необычна, так как мы видим на ней герцога собственной персоной. Он в синем с золотом платье, в меховой шапке, степенный и важный, сидит во главе стола в окружении друзей и наслаждается церемонией. Заметим: в то время портреты были редкостью. Они говорили об изображаемом человеке языком символов и атрибутов, практически никогда не представляя собой портретного сходства с моделью.

Что выделяет миниатюристов Лимбург?

Миниатюра "Январь" из Часослова герцога Беррийского.
Миниатюра «Январь» из Часослова герцога Беррийского. Источник: Wikimedia.org PD

Миниатюра братьев Лимбург иная — исследователи предполагают, что художники смогли передать индивидуальные черты лица заказчика и некоторых его приближенных. Среди многочисленных гостей герцога особенно интересен портрет человека с угловатым, упрямым лицом, который носит головной убор, сложенный на одну сторону, поскольку некоторые исследователи предполагают, что это автопортрет Поля Лимбурга. За спиной герцога горит яркое пламя очага, над ним возвышается навес из красного шелка, украшенный его геральдическими символами — золотыми лилиями, рассыпанными на голубом фоне. Раненые лебеди и медведи символизируют любовь герцога к даме, которую звали Урсина (её имя можно произнести как сочетание французских слов «ours» – медведь и «cygne» – лебедь). За этим навесом — шпалера, на которой разворачивается сражение, изображенное настолько реалистично, что оно сливается со сценой, происходящей в зале. На столе расстелена парчовая скатерть, а на ней расставлены большие плоские блюда, тарелки и красивая золотая солонка в форме корабля. Маленькие собачки герцога спокойно разгуливают среди блюд.

Пространство миниатюры заполнено невероятно тщательно. Вместе с тем фигуры не налезают одна на другую, не мешают друг другу и вообще смотрятся весьма гармонично, что, несомненно, потребовало от миниатюристов искусной разработки композиции. В отличие от предыдущей миниатюры, цветовая гамма «Января» яркая: то тут, то там вспыхивают пятна красного, синего, зеленовато-оливкового, золотого цветов, что великолепно передает атмосферу праздника и роскошь красочных тканей, одежд, предметов обихода.

Братья Лимбург были одними из немногих передовых художников, кто интересовался проблемой световоздушной перспективы, поиском объема, приданием достоверности и реалистичности своим изображениям. Их открытия во многом опередили свое время и подготовили почву для нарождающейся эпохи Возрождения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью