Беспилотные автомобили обходят препятствия

Беспилотные автомобили
Источник: nutonomy.com

Многие слышали про развитие технологии беспилотных автомобилей и думали о её перспективах. Наверняка, они задавались вопросом – безопасно ли это? Сейчас трудно представить, что по дорогам ездят машины, а водитель в них занят своими делами, либо его вообще нет. Однако будущее ближе, чем вы думаете. 


 

В середине нулевых начались активные разработки самоуправляемых автомобилей. Более десяти компаний по всему миру делают шаги в этом направлении. Их работа показала, что нынешнее развитие электроники и программирования позволяет «научить» автомобиль ездить самостоятельно. На данный момент есть несколько прототипов таких машин, над совершенствованием которых трудятся каждый день, тестируя их в реальных условиях и улучшая их качества. Более того, в нескольких городах роботизированные автомобили уже используются в качестве общественного транспорта в небольших микрорайонах. Однако до тех пор, пока беспилотные автомобили завоюют пространство на дорогах, ученым придется решить ещё несколько важных проблем.

EZ10 - маленький электроавтобус для пассажирских перевозок. Источник: easymile.com
EZ10 – маленький электроавтобус для пассажирских перевозок. Источник: easymile.com

Главным образом, внимание специалистов сконцентрировано на технической составляющей, возможности которой прогрессируют с каждым днем. Давайте в общих чертах разберемся, как работает эта технология и что заменяет автомобилю водителя.

Коротко о технологии

Эту роль выполняет мощный бортовой компьютер и набор датчиков, камер и радаров. Стоит отметить, что после установки этого оборудования, беспилотным может стать практически любое современное авто. На крышу автомобиля монтируется лазерный датчик, который формирует трехмерную карту пространства вокруг него. Она отправляется в бортовой компьютер и дополняется картами местности, загруженными туда заранее.

Для определения расстояния до других объектов на бамперах автомобиля устанавливаются радары, которые излучают волны на расстояние до 200 метров.  По тому, как быстро сигнал возвращается от объекта обратно к приемнику, бортовой компьютер оценивает близость препятствий, а также скорость соседних машин. Ещё одним органом зрения системы является видеокамера, установленная рядом с зеркалом заднего вида. Она также сканирует окружающую обстановку:  отслеживает движущиеся объекты, дорожные знаки и отвечает за распознавание цвета светофоров.

Пожалуй, самой сложной стороной системы является её правильное функционирование, а именно – программный код, который будет управлять машиной, в соответствии с обстановкой на дороге.  Помимо совершенствования сенсоров, ученые детально продумывают все ситуации, с которыми автомобиль может столкнуться на трассе.

 

Где нашли применение

Несмотря на то, что данная технология ещё далека от идеала, её первые плоды уже нашли применение. Так, с ноября 2015 года в Голландии по 11-километровому маршруту между железнодорожной станцией и университетом курсируют шестиместные автобусы без водителей. Хотя скорость их не превышает 40 км/ч, следуя по дорогам общего пользования, они до сих пор ни разу не попали в ДТП.

Источник: nutonomy.com
Лим Келл Джей, руководитель направления в Сингапуре, С Д-Р Карл Iagnemma, соучредитель и генеральный директор nuTonomy Источник: nutonomy.com

В апреле 2016 года в деловом центре Сингапура были запущены автономные такси фирмы nuTonomy на базе маленьких автомобилей Renault Zoe и Mistsubishi i-MiEV. Пока что их маршрут пролегает только по участку площадью в 2,5 квадратных километра, а в салоне находятся два сотрудника компании, которые следят за работой оборудования.

Кроме осуществления пассажирских перевозок, данную технологию решили протестировать и для перевозки грузов. Весной 2016 года фуры известных производителей, оснащенные системами автопилотирования, были отправлены в путешествие по дорогам Европы. В общей сложности они проехали 2100 километров, и за весь путь водителям не приходилось вмешиваться в процесс управления. Эти примеры показывают, что технология неумолимо движется вперед и в скором времени будет использоваться ещё чаще. Какие изменения она привнесет в общество и в сферу транспорта?

 

Плюсы

Использование самоуправляемых автомобилей может значительно снизить смертность на дорогах. Главной причиной всех аварий является человеческий фактор,  тогда как роботизированный автомобиль будет лишен таких черт, как рассеянность или лихачество. Самоуправляемый автомобиль будет ездить строго по правилам и в соответствии со скоростным режимом. Во-вторых, использование такого транспорта будет дешевым за счет экономии на топливе и зарплате водителей.

В частности, услуги такси могут стать дешевле в 4 раза. Это, в свою очередь, может повлечь за собой сокращение популяции автомобилей в городах, так как многим выгоднее будет пользоваться такси, нежели покупать собственный автомобиль. В то же время, сокращение количества машин поспособствует решению проблемы парковок. Кроме того, беспилотные автомобили смогут двигаться по дорогам более структурировано, что позволит эффективно использовать проезжую часть и сократить заторы.

 

Проблемы

Как и у всего в мире, у беспилотных автомобилей есть свои недостатки. С другой стороны, их можно рассматривать как некие сложности, требующие решения. Головной болью разработчиков автопилотируемых систем остается вопрос, как автомобиль должен избегать внезапных столкновений с людьми. В то время как человек за рулём в форс-мажорных ситуациях действует инстинктивно, для компьютера должен быть прописан определенный алгоритм действий.

Для решения этой проблемы до сих пор проводятся социологические исследования, участникам которых предлагают рассмотреть различные дорожные ситуации и решить, как должен вести себя беспилотник. Большинство придерживаются утилитарного взгляда, выбирая вариант, влекущий за собой меньшее количество жертв. Однако довольно сложным остается вопрос, кого должен спасать автомобиль – своего хозяина или пешехода? Примечательно, что люди склоняются ко второму варианту, однако, сами не хотели бы иметь машину, которая принесла бы их в жертву ради спасения другого человека.

Технологический прогресс ликвидирует одни профессии, но создаёт новые.

Параллельно с этой проблемой следует вопрос ответственности за причиненный роботом ущерб. Специалисты склоняются к мнению, что ответственность должна возлагаться на производителя системы искусственного интеллекта, которая управляет автомобилем.

Также обеспокоенность вызывает доступность автономных автомобилей для хакерских атак. Конечно, профессионалам не составляет труда вскрыть и угнать обычный автомобиль, но намного более жуткой представляется картина, когда вашу машину взломали на трассе и могут направить куда угодно.

Помимо совершенствования технической и правовой стороны вопроса, особого внимания требует дорожная инфраструктура. Очевидно, что автопилоту легче ориентироваться среди четких белых полос, ярких светофоров, ровных бордюров и дорожных знаков, не прикрытых ветками деревьев.

Вместе с развитием инфраструктуры следует повышать культуру вождения. Так как переход к автоматизированным автомобилям будет постепенным, ещё долгое время беспилотники на дороге будут соседствовать с машинами, пилотируемыми людьми. Не сложно сделать вывод, что самоуправляемой машине проще взаимодействовать с такими автомобилями, водители которых соблюдают правила движения и уважают других его участников.

Несмотря на эти сложности, самостоятельные автомобили на дорогах – вопрос пары десятилетий. В то же время стоит понимать, что процесс замещения будет проходить очень плавно, но со временем эта новация повлечет за собой множество изменений в обществе. Неизбежно появятся недовольные слои населения, а именно водители, которые потеряют работу. С другой стороны, в нашем мире всегда найдется дело, которым можно заняться. Технологический прогресс ликвидирует одни профессии, но создаёт новые. Будут продолжаться споры об этике и морали принятия решений компьютером в экстренных ситуациях, но количество жертв по причине ДТП существенно сократится. Возможно, у людей изменится отношение к проезжей части, они станут более ответственными, зная, что автомобиль собьет одного пешехода, а не толпу на остановке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью