Атака клонов: почему о клонировании мечтают и боятся его одновременно

атака клонов
DasWortgewand / pixabay.com (CC0 1.0)

Клонирование — популярная тема творчества фантастов. Однако зачем людям могут понадобиться клоны, и с какими этическими проблемами связано использование подобной технологии?


 

Фантасты предложили довольно много весьма разнообразных ответов. В космической саге «Звёздные войны» (1997-1999 гг.) из них составляют послушные армии. В фильме «Остров» (2006 г.) клонов используют для того, чтобы употребить их органы для трансплантации богатым людям, которые и заказали изготовление этих клонов. А в последней части киноленты «Обители зла» (2017 г.) выясняется, что руководство компании клонировало себя, оставив клонам свои воспоминания, чтобы они выполняли за них грязную работу во время зомби-апокалипсиса. В фильме «6-й день» (2000 г.) клонов используют, чтобы заменять умерших людей, вживляя им их память, и таким образом в некотором смысле продлять им жизнь. В романе «О дивный новый мир» (1932 г.) клонирование приходит на смену естественному размножению и заодно позволяет создавать людей с необходимыми качествами.

Близнецы - натуральные клоны.
Два рыжеволосых близнецов в Roodharigendag (День Рыжего) в г. Бреда, Нидерланды. Eddy Van 3000 / wikimedia.org (CC BY-SA 2.0)

По образу и подобию: как сотворить клона

Но пока что клонирование очень сильно ограничено имеющимися в распоряжении человечества техническими возможностями. В широком смысле клонирование — это создание генетически идентичных организмов. И в природе клонирование встречается очень часто.

Достаточно вспомнить, что сам термин «клон» происходит от аналогично звучащего греческого слова κλών«веточка», «побег».

Это слово использовалось для обозначения растений, получаемых не семенным, а вегетативным путём, то есть выращенных из частей другого растения. Эти клоны были генетически идентичны своим предкам. Кроме того, бактерии размножаются посредством воспроизведения самих себя, поскольку при делении создаётся именно аналогичный по всем параметрам организм. Близнецы тоже, по сути дела, являются генетически идентичными организмами.

Однако большинство проводившихся до сих пор опытов по клонированию, в частности,известный эксперимент с овечкой Долли, не представляли собой полноценную процедуру. Ведь в этом случае клонирование проводилось методом замещения ядра, при котором ДНК воспроизводимого организма помещается на место намеренно удалённого ядра яйцеклетки. А при таком методе невозможно избежать влияния материнской яйцеклетки на генетический материал клонируемого организма.

В 2009 году был разработан более совершенный метод, позволяющий избежать такого влияния. Этот метод называется тетраплоидная комплементация. При использовании этого метода клон создаётся не при намеренном оплодотворении яйцеклетки, а уже на одном из этапов развития зародыша, когда формируется бластоциста. Она состоит из двух клеточных популяций. Одна из них формирует внешний её слой — трофобласт, а другая внутренний — эмбриобласт, составляющий впоследствии основу плода.

Суть метода состоит в том, чтобы сначала получить клетки, формирующие трофобласт, потому что они не способны сформировать эмбриобласт, и имплантировать их в стенку матки.

После этого на стадии бластоцисты или на предшествующей ей стадии в эти клетки имплантируются стволовые клетки клонируемого существа, которые уже должны сформировать эмбриобласт, а потом уже и эмбрион. При использовании этого метода не получается генетических примесей со стороны материнского организма, как в случае с замещением ядра, и клон получается генетически идентичен оригинальному организму.

Однако есть ещё одна проблема с клонированием, которая не позволяет создавать полностью идентичных оригинальному организму клонов, как это происходит в фантастических фильмах. Она заключается в том, что клонированный организм всё равно будет отличаться от оригинального из-за фенотипических различий и эпигенетических мутаций, то есть из-за того, как организм реагирует на внешнюю среду. При этих процессах сама структура ДНК остаётся неизменной, однако изменяется то, как различные её участки реагируют на внешние факторы. Так, например, благодаря эпигенетическим мутациям у мышей полёвок, рождающихся осенью, шерсть длиннее и гуще, чем у тех, которые рождаются весной. Эти же мутации обеспечивают незначительные различия у близнецов.

Овечка Долли в Национальном музее Шотландии.
Овечка Долли в Национальном музее Шотландии. Anton_Ivanov / shutterstock.com

Этика клонирования

К тому же все предложенные варианты использования клонирования сталкиваются с множеством правовых, религиозных и, главное, этических вопросов. Это связано с тем, что клонирование является неизведанной территорией для этих областей знания. Поэтому рассуждения на тему этики клонирования представляют собой, скорее, выражение частного мнения и дают пространство для спекуляций.

Но предположим, что учёные смогли бы создать полностью идентичный клон человека.

В таком случае встанет вопрос, обладает ли он правами, и если да, то какими? Идентичны ли они правам «оригинала»? Имеем ли мы вообще право создавать человека искусственно? И, главное, можно ли его как-либо использовать?

Ответы на эти вопросы, как мне кажется, являются достаточно простыми. Так, я полагаю, что мы имеем не меньше права создавать человека искусственно, чем естественно, ведь в обоих случаях мы делаем это, потому что мы можем сделать, и даже против его воли. Если смотреть на это с точки зрения религии, то можно вспомнить, что Бог сказал людям «плодиться и размножаться», а вот способы он не уточнял.

Некоторые опасаются, что у созданных искусственно людей не будет сознания.

Однако это опасение не имеет под собой оснований. Кроме того, его достаточно просто проверить: существо без сознания было бы похоже на овощ. Соответственно, и этических проблем бы с ним не было. В противном же случае вопросы остаются.

Что же касается использования такого человека, то кажется очевидным, что если он обладает сознанием и всеми людскими биологическими характеристиками, то клон является человеком и обладает такими же правами. Следовательно, и использовать его для забора органов на трансплантацию, для экспериментов или в качестве «пушечного мяса» неэтично. Даже если было бы возможно создавать клоны, которые быстрее бы вырастали и обладали бы иными когнитивными функциями, в частности, уменьшенной свободой воли, как в «Звёздных войнах», или более слабыми умственными способностями, как в «Дивном новом мире», то это всё равно слишком напоминает рабство.

Несколько иначе стоит вопрос, конечно, с продлением собственной жизни за счёт создания клонов и вживления им собственных воспоминаний, как в фильме «6-й день». Однако дело тут не столько в вопросах этики клонирования, сколько в вопросе о том, действительно ли таким образом продляется жизнь человека. В связи с этим мы оставим его в стороне.

Человеческий эмбрион. Примерно 6 недель.
Человеческий эмбрион. Примерно 6 недель. lunar caustic / wikimedia.org (CC BY 2.0)

Клоны и новая жизнь

Более проблематичным кажется неполное клонирование, при котором развитие плода-клона не доводится до конца, а останавливается на определённом этапе, после чего из него изымаются необходимые части: органы или стволовые клетки. Этот вопрос весьма проблематичен, поскольку технологические возможности для проведения подобных операций уже имеются.

В некотором смысле, он практически полностью совпадает со спором между пролайферами и прочойсерами (от англ. pro-life – «за жизнь» иpro-choice – «за выбор»), то есть спором о допустимости абортов. Это противостояние, по сути дела, сводится к вопросу о том, является ли плод человеком. Соответственно, и ответ на вопрос о том, можно ли использовать клонированные эмбрионы, зависит от ответа на вопрос о том, является ли плод человеком.

Американская исследовательница Джудит Томсон в своём эссе «A defense of abortion» (англ. «Защита аборта» или «В защиту абортов»), ставшем в своё время очень известным, полагает, что даже если мы предположим, что плод — это живой человек, то женщина не обязана поддерживать жизнь плода внутри себя, особенно если она не намеревалась забеременеть. Однако если мы всё же признаём плод живым человеком, но при этом целенаправленно создаём его, чтобы потом прервать его жизнь, то это всё равно выглядит как убийство. Таким образом, этот вопрос остаётся открытым.

По сути дела, единственной целью клонирования, которая не ограничивается этикой на данный момент, является воспроизводство вымерших или вымирающих видов. Кроме того, если мы всё же откажемся от предположения о том, что зародыш уже является полноценным человеком, то клонирование можно будет использовать для воспроизведения и замены повреждённых или утраченных тканей и органов. Во-первых, они не будут отторгаться организмом, поскольку, по сути дела, представляют собой его собственные ткани. Во-вторых, этот процесс позволит спасти огромное количество жизней, поскольку люди больше не будут вынуждены ждать появления донорских органов. Наконец, частичное клонирование позволит вылечить некоторые заболевания, которые до сих пор были неизлечимыми, поскольку повреждались ткани и органы, которые невозможно было заменить чужими, например, нейроны. Этот способ позволит излечить в том числе и ментальные заболевания, такие, как болезнь Паркинсона.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью