12 мая

Ю.И. Пионтковский в кабине самолета АИР-1
Ю.И. Пионтковский в кабине самолета АИР-1 (полет из Севастополя в Москву) 1927г. Wikimedia

1927 год – первый полет спортивного самолета-рекордсмена АИР-1

Инженером, сконструировавшим летательный аппарат АИР-1, был А.С. Яковлев.  В то время молодой инженер-самоучка служил помощником моториста учебно-летного отряда Военно-воздушной академии. За помощью в разработке проекта он обратился к студенту академии В.С. Пышнову, который на тот момент уже имел славу знатока аэродинамики. Пышнов порекомендовал создать маленький самолет на два места, чтобы его можно было использовать  для обучения новичков. Яковлев сформировал группу добровольцев для помощи в строительстве самолета нового образца и заручился поддержкой нескольких советских летчиков.

На подготовку проекта ушло более 8 месяцев. В основу самолета был заложен американский двигатель «Cirrus», позволяющий развить скорость до 120 км/ч, притом запаса топлива хватало на три часа непрерывного полета. Проект получил одобрение технической комиссии, и 1 мая 1927 года самолет был перевезен на центральный аэродром.

12 мая 1927 года состоялся первый пробный полет АИР-1, и он оказался успешным. Позже на этом самолете было установлено несколько неофициальных мировых рекордов. Кроме того, 12 мая принято считать днем основания опытно-конструкторского бюро А.С. Яковлева.

1874 год – родился Яков Гаккель (инженер)

Яков Гаккель
Яков Гаккель. источник: Wikimedia.org

12 мая 1874 года в Иркутске родился будущий советский инженер Яков Модестович Геккель, вошедший в историю как ученый-этектротехник и создатель первых российских тепловозов и самолетов.

Окончив обучение в Петербургском электротехническом институте, в 1897 году Гаккель был сослан в Сибирь за участие в студенческих волнениях. За пять лет пребывания в ссылке, он внес значительный вклад в развитие техники в России. Под его руководством проходило строительство гидроэлектростанции в Восточной Сибири, которая стала второй в России по мощности. Кроме того, он участвовал в проведении линий электропередач и строительстве электрифицированной железной дороги.

По возвращении в Петербург, Гаккель занялся разработкой первого трамвая, его строительством и эксплуатацией. Помимо этого, ученый увлекся совершенствованием российских самолетов и изобрел целую серию аппаратов нового образца. Позже Гаккель сконструировал первый в России гидросамолет-амфибию и паровой трактор. Но самым большим достижением в его жизни стало создание первого работоспособного паровоза. Многие его изобретения послужили мощным толчком для развития советской техники и легли в основу современных поездов, речных катеров и самолетов.

1910 год – день рождения Дороти Ходжкин (химик, биохимик, нобелевский лауреат)

Молекулярная модель пенициллина Дороти Ходгкин
Молекулярная модель пенициллина Дороти Ходжкин, 1945г. Science Museum London / Science and Society Picture Library / wikimedia.org (CC BY-A 2.0)

Дороти Ходжкин-Кроуфт – британский ученый в области химии, нобелевский лауреат, родилась 12 мая 1910 года в Каире. Ее отец занимался археологическими раскопками на территории Египта, а мать была ботаником-любителем.

Во время Первой мировой войны семье Дороти Ходжкин пришлось переехать в Англию. Там юная Дороти стала посещать школу Лимана, и под  руководством химика-почвоведа А.Ф. Джозефа  она увлеклась минералогией. Точнее сказать – химическим составом камней.

Окончив обучение в Сомервилл-колледже в 1932 году, Дороти Ходжкин по собственной инициативе провела в Кембридже научно-исследовательскую работу по анализу кристаллов глобулярных белков. Эта работа стала ее первым шагом на пути к серьезным разработкам и легла в основу исследований в 1940-1950-х годах. Благодаря структурному анализу молекул различных веществ под действием рентгеновских лучей, Ходжкин удалось воспроизвести и изучить  молекулярную структуру пенициллина, инсулина и даже витамина В12. В 1964 году Дороти Ходжкин была удостоена Нобелевской премии «За определение с помощью рентгеновских лучей структур биологически активных веществ».

2009 год – скончался советский врач-нарколог Эдуард Бабаян

12 мая 2009 года скончался выдающийся деятель советской и российской медицины в области наркологии  Эдуард Арменакович Бабаян.

В России, как и во многих других государствах, наркотики унесли множество жизней и продолжают незаконно распространяться во многих городах.

Эдуард Бабаян внес действительно серьезный вклад не только в изучение наркотических препаратов, но и сумел благодаря своим разработкам спасти несчетное количество пациентов. Э.А. Бабаян окончил Московский государственный медицинский институт им. Пирогова в 1941 году, а уже с 1953-го, в течение 30 лет, был членом управления по внедрению новых лекарственных препаратов в Министерстве здравоохранения СССР. С 1964 по 1993 годы был членом российской делегации в комиссии по наркотическим веществам  Социального совета ООН, а также активным участником Международного комитета по контролю за наркотиками.

За свою жизнь Э.А. Бабаян удостоился множества почетных званий, стал лауреатом нескольких премий за вклад в работу по контролю за оборотом наркотиков, написал множество научных статей. А кроме всего прочего, Эдуард Бабаян был ветераном Великой Отечественной войны и имел 6 медалей за боевые заслуги.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью